Представляем великолепную новинку — фотокнигу «Сто заповедных лет». Это итог четырехлетней (2013–2016) трансроссийской фотоэкспедиции Игоря Шпиленка — известного блогера и фотографа дикой природы. Экспедиция была посвящена столетию заповедной системы России.
Автор проехал на автофургоне 60 тысяч километров, посетив более 50 заповедников и национальных парков, снимая природу, которую им удалось сохранить. Результат: фотокнига в трех томах. И это не только красивые фотографии, но и подробный рассказ одновременно о путешествии автора и об истории заповедного дела в России. В первом томе описан путь от заповедника «Брянский лес» до Владивостока через 25 заповедников и нацпарков.
Отправляемся в путешествие вместе с автором.
Сто заповедных лет
Ростовский заповедник. Лошади
Ростовский заповедник охраняет долинные степи бассейна крупного мелководного озера Маныч-Гудило. Заповедник известен в том числе самым большим в России табуном вольно живущих лошадей, которые уже шестьдесят лет изолированы на острове, окруженном солеными водами.
Маныч-Гудило — это вытянутое более чем на сто километров соленое озеро. В ширину оно местами достигает десяти километров, средняя глубина — два с половиной метра. Озеро находится в самой низкой части Кумо-Манычской впадины — остатке древнего водоема, соединявшего когда-то Черное и Каспийское моря. Остров Водный — самый большой на Маныч-Гудило: двенадцать километров в длину, три с половиной в ширину. От материка его отделяет пролив, ширина которого в самом узком месте более полукилометра. На острове нет ни одного дерева или даже кустарника, это всхолмленная травянистая степь. Остров образовался в середине ХХ века, когда после строительства Невинномысского канала изменился гидрологический режим Маныча.
Поднятие уровня воды было неожиданным, животноводы не успели перегнать скот на материк посуху. Овец перевезли на лодках, а несколько лошадей донской породы остались на острове зимовать. Весной их поймать не удалось: лошади почувствовали вкус свободы. Они и стали родоначальниками вольного табуна.
Заповедник «Черные земли». Сайгаки
Бегущее скопление сайгаков — потрясающее зрелище. Их головы и спины не трясутся в прыжках галопа, как у других копытных, а с огромной скоростью двигаются параллельно земле, поэтому сайгаки издали кажутся диковинными большими птицами, летящими над самой землей. Дело в том, что они бегут иноходью — передняя и задняя ноги с одной стороны двигаются синхронно. Этот аллюр эффективен в идеально плоской местности (какой и является дикая, не испорченная человеком степь) и позволяет развивать скорость до 80 километров в час.
На этой скорости можно уйти от любого хищника, кроме моторизованного человека. Но если на пути мчащихся сайгаков попадается даже незначительное препятствие — кусты, высокая трава, поперечные дороги, пахота, канавы, — они сбиваются с ритма и резко теряют темп. Сравнение сайгаков с птицами уместно еще и потому, что расстояния для них не помеха. Всю жизнь они проводят в движении и в день порой пробегают более ста километров, уходя от преследования или в поисках пастбищ и воды.
Заповедник «Шульган-Таш». Капова пещера
В истории заповедного дела бывало, что в уже существующих заповедниках делались открытия, менявшие представление об этих территориях. Например, когда в 1934 году создавали Кроноцкий заповедник для сохранения соболя на Камчатке, никто не знал, что там есть уникальный, единственный на огромном Евразийском континенте природный феномен — Долина гейзеров. Ее открыли лишь в 1941 году. Теперь Долина гейзеров — визитная карточка не только заповедника, но и всей Камчатки.
Примерно так же было дело и в заповеднике «Шульган-Таш». Изначально, в 1958 году, он создавался как филиал Башкирского заповедника для охраны аборигенной лесной пчелы.
Предыстория: в заповеднике есть несколько пещер, самая большая из них — Капова (Шульган-Таш по-местному). Это трехэтажная карстовая пещера с тремя километрами тоннелей, коридоров, галерей, просторных залов, подземных водоемов. Пещера была обследована и описана еще в середине XVIII века. Как минимум последние две сотни лет в нее водили туристов, но, видимо, тусклого света факелов или слабых фонариков не хватало, чтобы увидеть главную тайну пещеры.
В 1959 году научный сотрудник заповедника, зоолог Александр Владимирович Рюмин обнаружил в пещере древние наскальные рисунки — изображения мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей, быков. Это стало прорывом в изучении древнейшей истории человечества. Ранее свидетельства развитой первобытной живописной культуры были зафиксированы только в Пиренеях — на юге Франции и севере Испании. Справедливо будет добавить, что наскальную живопись Рюмин обнаружил не случайно, а в результате целенаправленного поиска, проверяя выдвинутую им ранее гипотезу, что на Южном Урале, который не был покрыт ледником, должны существовать очаги культуры палеолита.
Для организации хорошего освещения исследователю пришлось с помощью местных жителей затягивать в пещеры тяжеленные аккумуляторы от колхозных комбайнов. Яркий свет помог разглядеть под наслоениями копоти, грязи и надписей, оставленных туристами, древнюю наскальную живопись. Многотысячелетний возраст рисунков не вызывал сомнения: на них были изображены мамонты и носорог. Более поздние исследования состава красок (они изготавливались на основе животного жира и природного пигмента охры, а также древесного угля) показали, что самым древним рисункам более тридцати тысяч лет!
Тракторомобиль не роскошь, а средство передвижения
Многие интересуются, какие проблемы доставлял «газон» в моем путешествии. Как и любая отечественная машина, тракторомобиль не для белоручек. Я не дока в автослесарном деле, но со многими проблемами разбирался сам или делал «звонок другу», у которого есть дар руководить авторемонтом по телефону. К тому же в каждой деревне, в каждом заповеднике, лесхозе или воинской части есть люди, которые знают устройство и ремонт ГАЗ-66 — основного транспортного средства советской и российской армии.
Это не лакированный джип, при серьезной проблеме с которым надо искать автосервис и ждать заказанных деталей. За всю дорогу машина ни разу не была в профессиональном сервисе, хотя чинить ее приходилось. Тракторомобиль на базе «газона» — это не только большой жилой объем и ремонтопригодность в поле и глухой тайге. Это потрясающая, легендарная вездеходность.
По книге «Сто заповедных лет», т.1.
Все фотографии из книги.