Вот-вот выйдет новинка для всех любителей искусства: книга «Коллекционер жизней». Предупреждаем: она жутко интересная и похожа на захватывающий художественный роман. Под обложкой — мир, в котором удивительный жил и творил Джорджо Вазари, отец истории искусства, великий биограф и основоположник жанра жизнеописаний. Рассказываем, почему книга о Вазари не отпускает до последних страниц и что случилось в мире искусства до нас.
Вы уже знаете, кто такой Вазари
Джорджо Вазари — фигура великая. Он был скульптором, живописцем, архитектором, писателем, ученым, советником. Но главное — первым, кто создал жанр «биография». Недаром его называют отцом истории искусств.
Ваши суждения об искусстве наверняка уже несут на себе отпечаток идей Вазари. Его сочинения повлияли на то, как мы воспринимаем историю. На то, как организованы музеи, как экспонируются произведения, как пишутся (и читаются) биографии. Многих художников, о которых он рассказал в своих «Жизнеописаниях», он знал лично.
Коллекционер жизней
Рассказать о Вазари решили писатель, профессор истории, литературы, искусства и архитектуры Ингрид Роуланд и историк-искусствовед Ной Чарни. Они создали книгу, которая читается на одном дыхании.
Вот такая красивая книга о Вазари
Издание переносит читателя в 1500-е годы — в Рим, Флоренцию, Венецию, Неаполь. Прошлое оживает на страницах, где мы встречаем самого Вазари, а также всех, кто его окружал: Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, семью Медичи. Вот несколько увлекательных фактов из книги о том, каким раньше был мир искусства.
Вместо селфи
За несколько поколений мы настолько привыкли к фотографии и селфи, что нам непросто понять, какое значение имели в то время портреты. Подданным важно было знать, как выглядит их правитель: многие ведь никогда в глаза не видели своих королей.
За несколько веков до селфи: Август и его оттопыренные уши. Источник
К примеру, император Август щедро вкладывался в создание своих скульптурных изображений. Пусть они были идеализированными, пусть мы не можем сказать, насколько лица похожи на оригинал, но у каждой статуи были его оттопыренные уши.
Библиотеки прошлого
Леонардо да Винчи принадлежало 116 книг — довольно много для личной библиотеки XVI века. Для сравнения: у Лукреции Борджиа было пятнадцать.
Леонардо да Винчи — счастливый обладатель 116 книг. Источник
Список книг Леонардо увлекателен, но своеобразен, как и он сам: в его библиотеке было много математических и эзотерических текстов, поэтому ее нельзя назвать типичной.
Микеланджело сжигал свои эскизы
Уже будучи в летах, Микеланджело, осознав, что смерть стоит на пороге, начал поспешно сжигать свои эскизы. Пытался уничтожить свидетельства того, как много приходилось ему трудиться над каждым живописным полотном или скульптурой.
Микеланджело. Источник
Только благодаря Вазари до наших дней дошло определенное количество его набросков: биограф физически помешал художнику их уничтожить, вырвав кипы рисунков из рук стоящего перед очагом Микеланджело.
Человек эпохи Возрождения
Во времена Возрождения для художников было нормально играть множество ролей и создавать произведения в разных жанрах.
«Древний человек был миром в миниатюре», — писал Да Винчи. Источник
Сам Вазари был художником, архитектором и, конечно же, биографом. Джотто рисовал и занимался архитектурой. Андреа дель Верроккьо рисовал и делал скульптуры. Бенвенуто Челлини учился на ювелира, работал скульптором, писал свою легкомысленную биографию. А когда пришла война, он, как и многие другие художники, служил военным инженером.
Натурщики
Когда нужно было изобразить вымышленные сцены — библейские, мифологические или же посмертный портрет герцога, нанимали настоящих натурщиков. Часто одни и те же натурщики появлялись на множестве картин художника или в течение какого-то периода его творчества.
«Не прикасайся ко мне», Аньоло Бронзино. Возможно, и для этой картины позировал натурщик с выразительной рыжей бородой. Источник
Караваджо позировал его молодой друг, возможно Чекко Бонери. Он появляется на многих картинах в разных обличьях: прислужника, ангела, купидона и святого Иоанна Крестителя (голого и обнимающего козу, как бы странно это ни звучало).
Копии
Художники XVI века довольно часто копировали известные произведения, и не только чтобы отточить собственную технику.
Мария Магдалина, которую всё время писал Тициан. Источник
Тициан раз за разом писал кающуюся Марию Магдалину. Караваджо создал по меньшей мере двух «Лютнистов», а также два «Обращения святого Павла» для одной и той же часовни в Риме. А Леонардо, который редко что-либо заканчивал, все-таки завершил две версии «Мадонны в скалах».
Её больше интересных фактов и удивительных историй — в книге «Коллекционер жизней». Она понравится всем, кто интересуется искусством и просто любит хорошие истории.