Ликуйте, киноманы! У нас вышла книга великого режиссёра Сидни Люмета — «Как делается кино». Если это имя вам ни о чём не говорит, то наверняка скажут его фильмы: «Двенадцать разгневанных мужчин», «Серпико», «Убийство в „Восточном экспрессе“» образца 1974 года. Рассказываем, почему эту новинку нельзя пропустить.
Сидни Люмет и актёры фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974). Источник
Кстати, с 23 по 26 августа мы совместно с ИНОЕКИНО при поддержке журнала «Искусство кино» организуем ретроспективу Сидни Люмета в Москве и Санкт-Петербурге.
Будет классно: за четыре дня посмотрим самые известные фильмы режиссера и пообщаемся с известными кинокритиками и знатоками кино. Билеты можно купить здесь.
«Фильмы, которые мне нравятся, идут на шаг дальше»
Люмет — настоящая легенда Голливуда. За 50 лет своей профессиональной деятельности он снял 44 фильма. Работал с Аль Пачино, Ингрид Бергман, Шоном Коннери, Марлоном Брандо. Люмет снимал фильмы, которые стали классикой и выдержали проверку временем, зрительским интересом, ремейками других режиссёров. Свои взгляды о работе он как-то сформулировал в одной ёмкой фразе:
Правосудие и борьба
Сидни Люмет снимал разные фильмы: драмы, комедии, мелодрамы, детективы. Он был «всеяден», за что его и хвалили, и ругали. В его творчестве не было одной главной темы, которая шла красной нитью через все картины. Хотя некоторые предпочтения всё-таки имелись. «За многие годы критики, и не только они, заметили, что мне интересна система правосудия. Разумеется, это так», — пишет режиссёр в книге.
Аль Пачино в фильме «Серпико». Источник
К примеру, фильм «Серпико» основан на реальной истории нью-йоркского полицейского Фрэнка Серпико. Он узнаёт, что его участок коррумпирован и отказывается участвовать в поборах. Серпико становится «белой вороной», изгоем, а на жалобы в высшие инстанции никто не обращает внимания — там царит такой же произвол.
«Жаль, у меня не было такой камеры в 75-м!»
«Я постараюсь наилучшим образом рассказать о том, как делаются фильмы, — пишет Люмет в своей книге. — Это сложный технический и эмоциональный процесс. Это искусство. Это коммерция. Это душераздирающе и смешно. И это отличный способ прожить жизнь». Даже в свои 83 режиссёр работал на площадке — снимал картину «Игры дьявола».
Люмет сохранял свой стиль и стремился быть в одном ритме со временем. В одном из интервью его спросили о книге «Как делается кино»: издание вышло в 1995 году, стал бы он сейчас что-то дописывать?
— Большой раздел по съемкам на «цифру» в высоком разрешении. Я просто влюбился в эту камеру. Уверяю вас: на пленку не снимешь ничего такого, что не получится снять в HD.
Советы от Сидни Люмета
Вот несколько мудрых мыслей из книги Люмета, которые будут полезны и интересны всем киноманам.
Сидни Люмет получает «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Источник
Как читать сценарий
«Я не анализирую сценарий, читая его в первый раз: как бы позволяю ему переполнить меня», — пишет режиссёр. Он говорит о том, что важно, прочесть сценарий за один присест. Если отвлекаться, даже на полчаса, ощущения уже изменятся.
Сидни Люмет. Источник
Уважайте талант
Сидни Люмет всегда уважительно относился к актёрам. Кажется, что это логично. Но отнюдь не все режиссёры такие добрые. К примеру, Альфред Хичкок как-то сказал: «Я никогда не говорил, что все актеры — быдло. Я говорил, что с актерами следует обращаться как с быдлом».
Оператор Виктор Дж. Кемпер, Сидни Люмет и Аль Пачино на съемках фильма «Собачий полдень» (1975). Источник
Люмет с ним не согласен: «Несмотря на вердикт Хичкока, большинство актеров очень умны. Некоторые великолепно работают со сценарием». Он уверен, что главное — поощрять их талант. «Очевидно, что талантливые люди обладают собственной волей, и это нужно уважать и поощрять. Часть моей работы — сделать так, чтобы каждый выдавал все лучшее, на что способен».
Музыка в фильме
Признак хорошей киномузыки: когда мгновенно припоминаешь визуальный ряд картины, в которой она звучит. При этом многие лучшие саундтреки даже невозможно вспомнить! Например, превосходную музыку Говарда Шора к «Молчанию ягнят».
«Во время фильма я вообще ее не слышал, — пишет Люмет. — Но постоянно чувствовал. В большинстве своих картин я пытаюсь добиться того же».
Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“». Саундтрек был номинирован на «Оскар». Источник
Магическая комбинация
Сидни Люмет щедро делится секретами. Однако делает оговорку: никто не гарантирует, что ваш фильм будет успешным.
Кадр из фильма «Двенадцать разгневанных мужчин». Источник
Так уж выходит, что не всегда можно предугадать реакцию зрителей. «Все, что в наших силах, — подготовить почву для тех „счастливых случайностей“, которые позволят первоклассной картине явиться на свет. Произойдет это или нет — нам знать не дано».
Книга Сидни Люмета — сборник бесценных мыслей, полезных советов и честный монолог настоящего профессионала. Читать Люмета как смотреть отличный фильм: есть над чем посмеяться, погрустить, поудивляться и задуматься. И получить колоссальное кинематографическое удовольствие.
По материалам книги «Как делается кино»
Обложка поста отсюда