В этом году люди сделают триллион фотографий. Триллион, Карл! Благодаря соцсетям наши снимки видят люди в любой части света. Фотография становится мощным инструментом вдохновения, самовыражения и — глобальной коммуникации (ого!).
Но «Дзен-камера» — книга не о фотографии. Она о вас. Фотограф и писатель Дэвид Ульрих уверен, что умение делать снимки — это путь к самопознанию. Он создал шесть уроков, которые помогут развить творческое видение и… осознанность. Вы научитесь ощущать и ценить момент. Находить вдохновение. Кайфовать от процесса. Гордиться результатом.
Дзен-камера
Приготовьтесь к пробуждению. Всё, что нужно, — эта книга и камера. Любая. Щёлк.
6 уроков и 40 лет опыта
Автор книги Дэвид Ульрих — известный фотограф, преподаватель и писатель. Его снимки опубликовали многие журналы, а курсы вдохновили тысячи студентов. Ульрих копил материал для книги 40 лет (!) и сделал её максимально практической: в каждой главе есть упражнения, которые приблизят вас к дзену. Неважно, кто вы: профессионал или новичок со смартфоном.
«Это всё понятно. Но причём тут дзен?» — спросите вы. А вот причём. Дэвид Ульрих знает, что фотография — не просто набор техник, а истинная духовная практика. Узнаете и вы.
Один из портретов в книге: бабушка Феличита в 94 года © Франко Сальмойраги
На страницах книги — 83 потрясающих фотошедевра. Выразительные портреты, завораживающие пейзажи, игра света и тени, мимолётные мгновения, пойманные объективом камеры… Истинное удовольствие.
Фото-дзен
«Дзен-камера» продолжает традицию книг, в которых искусство неотделимо от личностного роста — она раскрывает потенциал, внутреннего творца, учит практиковать внимательность и концентрацию. Потому что творчество — зеркало свободного мышления. Как и дзен, оно подталкивает нас к обретению внутренней мудрости.
Когда мы смотрим на мир через объектив камеры, в нас вспыхивает искра осознанности, и мы полностью погружаемся в настоящее
Читать книгу можно по-разному: изучать от корки до корки, находить только то, что интересно, или идти по главам, как по учебнику. Но техники и упражнения лучше выполнять по порядку — они построены по принципу «от простого к сложному».
Фотографический дневник
Чтобы стать художником с камерой в руке, вы должны снимать много и часто. Творчество нужно подпитывать. Регулярная практика формирует навык и развивает способность видеть. Оттачивать эту способность поможет фотографический дневник.
Фотодневник автора, снято на камеру смартфона
Попробуйте делать 100-200 фотографий в неделю. Фиксируйте свои мысли и впечатления. Сначала кажется, что это много. На самом деле для фотографа — это минимум. Когда вы делаете снимки, обращайте внимание на ритм, форму, контур, свет.
Фотограф как писатель
В фотографии действует тот же принцип, что у писателей: «Показывайте, а не рассказывайте». Фотограф не должен объяснять свой снимок: то, что вы хотите сказать, должно быть чётко видно или подано метафорически. Часто это даже невозможно выразить словами.
Хорошую фотографию не нужно объяснять — она сама «говорит»
Используйте детали сцены, взывайте не только к уму, но и к сердцу, чувствам, разжигая искру интуитивного восприятия. Попробуйте направить внимание и эмпатию внутрь объекта съемки. Какой он изнутри? Не смотрите на дерево; станьте им. Не изучайте небо; станьте атмосферой, ощутите ее глубоко внутри.
Нет селфи, да — автопортрету
Ещё одно упражнение, которое помогает исследовать себя, — это автопортрет. Он не имеет ничего общего с популярными селфи: на этих снимках должно быть настоящее «я» художника, его личность. Обратите внимание на автопортреты Франчески Вудман, Роберта Мэпплторпа и Синди Шерман. Их творчество проникнуто содержанием, которое цепляет не только автора, но и зрителей.
Многочисленные автопортреты Синди Шерман, которая снимает себя в разных образах
Школа осознанности
Фотография — это не только способ «показать себя». Сегодня от снимков требуется более глубокое содержание. С дзен-буддийской прямотой вы можете смотреть вглубь своего существа, дарить красоту ускользающего момента, привлекать внимание к острым темам или давать повод для размышлений.
Ещё в книге:
- Игры со светом: мини-упражнения
- Цвет и тон: почему американцы любят розовые щёки, а японцы — сине-зелёную прохладу
- 5 главных составляющих хорошей фотографии
- Редактура: как правильно обрабатывать фото
- Зачем нужен фотопроект и как его создать
- Сила внимания: как делать снимки и не думать о списке покупок
- Цифровые технологии и практика дзен
«Неграмотные будущего — те, кто не сумеют пользоваться ни пером, ни камерой», — ещё в 1934 году писал венгерский художник Ласло Мохой-Надь. Да, способность «видеть» через объектив дарит особую силу, творческую свободу и возможность создавать что-то большее, чем яркие картинки и селфи.
Начните прямо сейчас. Щёлк.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки, дополнительные скидки и участвовать в творческих челенджах.