Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Путешествия во времени, феномен Уэллса и Глаббдобдриб
18 июля 2018 18 538 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Сегодня человечество запросто путешествует во времени — в мечтах обывателей, в фантазиях писателей и в некоторых научных теориях. Такие путешествия представляются нам давней литературной традицией, уходящей корнями в мифологию. Мы думаем, что путешествие во времени — ровесник богов и драконов.

Это не так. Наши предки придумали бессмертие и перерождение, но машина времени была выше их понимания. Это феномен новой эры. Книга «Путешествия во времени» исследует его столетнюю историю, объединив под обложкой достижения мысли ученых, писателей и философов.

Джеймс Глик, автор книги, описывает парадокс путешествий во времени, делая особый акцент на разнице между вымыслом и современной наукой. Давайте погрузимся в атмосферу.

Велосипед времени

В средние века никто не стал бы возиться с будущим. Оно было неотличимо от настоящего. А вот моряки тогда открывали далекие места и странные народы, поэтому отдаленное место прекрасно подходило для воплощения любой фантазии автора. Лемюэль Гулливер не путешествовал во времени. Ему достаточно было посетить «Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию». Уильям Шекспир, воображение которого, кажется, не имело границ, ни разу не придумал другое время.


Гулливер не путешествовал во времени… Источник

И вот на исходе XIX век. Молодой человек по фамилии Уэллс мечтает стать писателем. Он живет в ногу со временем — и верит в свободную любовь, социализм и… велосипеды. Разъезжая на своем замечательном аппарате с трубчатым остовом и надувными шинами, он в какой-то момент видит рекламу приспособления под названием «домашний велосипед Хакера». Это конструкция с резиновыми колесами и педалями, которые можно вращать для тренировки — и при этом никуда не передвигаться!

То есть никуда не ехать в пространстве. Колеса крутятся — а время идет. Эврика!

Минковский vs Уэллс

Оставалось совсем немного времени до 1908 года, когда немецкий математик Герман Минковский высказал свою революционную идею: «Начиная с настоящего момента пространство само по себе и время само по себе обречены растаять до состояния теней, и только союз этих двух сущностей сохранит какую-то независимую реальность».

Герберт Уэллс додумался до этого первым, но, в отличие от Минковского, не пытался объединить все в одну теорию. Ему просто нужно было придумать какой-нибудь правдоподобный сюжетный ход для фантастического рассказа.

Математики уже догадывались, что три евклидовых измерения — не все, что есть на свете. И не конец игры, а только начало.


На краю поля зрения… Источник

Уже известен Август Мебиус, создавший свой знаменитый трехмерный «крендель» из двумерной поверхности, и Феликс Клейн, чья бутылка с петлями намекала на четвертое измерение (бутылка, в которую нельзя налить жидкость: она будет выливаться, не заполняя бутылку, поскольку внутренняя поверхность одновременно и внешняя). Были уже Гаусс, Риман и Лобачевский, мыслившие, что называется, вне рамок.

Никакой мистики

Что такое время? Не что иное, как еще одно направление, перпендикулярное к остальным. Только и всего. Просто никто до Уэллса не сумел этого понять. «Вследствие прирожденной ограниченности нашего ума… мы склонны не замечать этого,— хладнокровно объясняет он. — Нет никакой разницы между временем и любым из трех измерений пространства, за исключением того, что именно вдоль него движется наше сознание».

Через удивительно короткое время этому представлению о времени суждено было стать классикой теоретической физики.

Найти себя

Два звука, разделенные миллисекундой, воспринимаются как один звук. Две вспышки света кажутся одновременными, даже если их разделяет одна сотая секунды. Мы не можем наверняка сказать, которая из вспышек произошла раньше, пока интервал между ними не приблизится вплотную к десятой доле секунды.

Психологи предполагают, что так называемое сейчас представляет собой скользящий интервал продолжительностью в две или три секунды.

«Живите в настоящем», — учат мудрецы. Они имеют в виду: сосредоточьтесь, погрузитесь в свои ощущения, искупайтесь в приходящих солнечных лучах, отбросив тени сожаления или ожидания. Но почему мы должны отказываться от обретенных тяжкими усилиями представлений о возможностях и парадоксах времени? Так можно только потерять себя. Только проникновение в прошлое и будущее, каким бы прерывистым и мимолетным оно ни было, делает нас людьми.

Что еще в книге

Джеймс Глик всесторонне исследует концепцию четвертого измерения и путешествий во времени: как она возникла, как развивалась — в литературе и науке — и как повлияла на восприятие времени в целом. Он показывает, что эта идея прочно вошла в современную культуру и присутствует и в современной физике, и в художественной литературе.

Это путешествие во времени под шелест страниц.

  • как зарождалась идея путешествий во времени
  • десятки отсылок к лучшим теориям, книгам и фильмам о времени
  • как представляли будущее раньше и сейчас
  • пространство и время в онлайн-мире
  • как меняется эстетика футуризма
  • что такое интернет-время

…и еще 289 страниц четырехмерного путешествия по волнам человеческой мысли.

Вместо заключения

Зачем нам путешествия во времени? Все ответы сводятся к одному — чтобы избежать смерти. Мы знаем и принимаем, что в огромных просторах космоса человечество всего лишь крохотная песчинка. Но замкнутость в мгновении времени, в мире, который больше уже никогда не вернется, принять труднее.

Конечно, прежде чем изобрести путешествия во времени, человеческие культуры изыскивали другие способы смягчить эти неприятности. Кто-то может верить в бессмертие души, в переселение душ и реинкарнацию. Путешествия во времени, по крайней мере, дают свободу нашему воображению. Намеки на бессмертие. Может быть, это лучшее, на что мы можем надеяться.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на рассылку: раз в 3 недели рассказываем о лучших научпоп-новинках. Легко не будет, но будет интересно.

По материалам книги «Путешествия во времени»
Обложка поста: pexels

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи