Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Как отличить правду от лжи и не заблудиться в лабиринте информации?
24 мая 2018 9 948 просмотров

Анна Евтушенко, читатель
Анна Евтушенко, читатель

Удивительно, насколько легко мы верим тому, что узнаём из «экспертных» источников. Ведь информацию сообщают люди, а люди преследуют свои интересы и могут заблуждаться. До прочтения книги «Путеводитель по лжи» Дэниела Левитина я редко задумывалась об этом.

Автор книги по пунктам рассказывает о том, как нас обманывают с помощью графиков, цифр и слов. Но, оказывается, отличить правду от лжи просто, достаточно внимательно относиться к информации.

Посмотрите на следующее утверждение. Все 35 лет после того, как в Калифорнии перестал действовать закон о марихуане, число курильщиков марихуаны удваивается с каждым годом. Правдоподобно ли оно? Если предположить, что вначале есть всего 1 курильщик, то через 10 лет их будет примерно 1000 (2 в 10 степени = 1024). Тогда через 20 их будет примерно миллион, а через 30 лет — миллиард! Это невозможно.

Или вот: лучший специалист отдела продаж по телефону продаёт тысячу товаров в день. В рабочем дне 8 часов или 28800 секунд. Если работать без перерывов, то выходит полминуты на продажу, но это выглядит весьма неубедительно.

Кажется, что подобные утверждения — редкость?

Вспомните о разговорах о средней зарплате, которая всегда выше в заявлениях, чем по опыту. Дело в том, что гигантские оклады начальников тоже учитывается в расчётах и «тянут одеяло на себя». Вместо того чтобы лгать, можно просто преподнести информацию так, как выгодно источнику.

Точно так же можно создать видимость, что, например, дела у компании идут хорошо, когда это не так. Представьте, продажи за квартал увеличились на 10%! Это прекрасно. Однако тот факт, что продажи конкурентов и рынок в целом выросли на 15%, замолчали. Ложь ли это? Нет. Приводит ли это к неверному представлению о мире? Несомненно.

Наш мозг тоже может нас обмануть

Мы сталкиваемся с ошибочным восприятием реальности не только из-за информации извне, но и из-за собственных мыслей. Приехали вы в Париж, пошли в Лувр. И встретили бывшего одноклассника. Вот так совпадение, почти невероятное! Отнюдь. Ведь вы и он постоянно перемещались по Парижу, значит, шансы встретиться были всегда. К тому же, вместо этого одноклассника в Париж мог поехать любой другой. Вы бы удивились точно так же, встретив коллегу по работе в Санкт-Петербурге или первую любовь в очереди за хлебом. Условный шанс «встретить знакомого в необычном месте» низок, но есть каждую минуту вашей жизни. А теперь вспомните, сколько вы прожили и сколько раз встречали людей в необычных местах. Вероятно, это количество статистически обоснованно.


Вполне возможно, что вы встретите одноклассника здесь — или в другом необычном месте. — Источник

И вправду, часто мы обманываем себя сами. Например, вы услышали, что избыток витамина D приводит к недомоганию. И ведь вы начнёте гуглить именно это, а не обратное утверждение. И, безусловно, найдёте множество подтверждений своей теории. Если вы услышите, как по радио говорят об этом, то внимательно послушаете и согласитесь, а если, наоборот, дикторы будут разносить гипотезу, то переключите станцию. Примерно так же работает мозг, когда вы узнаёте новое слово и начинаете встречать его везде. Мозг просто активизируется и обращает ваше внимание на то, что вы хотите видеть. Я постоянно сталкиваюсь с этим феноменом, потому что много читаю на английском и перевожу незнакомые слова.

Будьте осторожны с информацией в интернете

В целом, когда вы ищете информацию о чём-то (особенно болезнях) в интернете, важно быть начеку. Полно сайтов, которые только притворяются экспертными, а на самом деле заботятся лишь о трафике и рекламе. Примерно понять, что сайт из себя представляет, можно, вбив в строке поиска Google «link:» без кавычек и адрес сайта. Это выдаст все страницы, которые ссылаются на сайт. Если их мало или они сами не вызывают доверия, вы поймёте, что интересный вам сайт также не стоит внимания.


В интернете можно найти что угодно — в том числе ложь. — Источник.

Критическое мышление — придирчивая оценка всех суждений, которые нам навязывают или которые сами приходят на ум — практика, которой можно и нужно научиться. И это один из важнейших навыков сейчас, когда информации вокруг больше, чем мы можем себе представить, а её распространение во власти соцсетей, где зачастую чем скандальнее, тем лучше. Книга «Путеводитель по лжи» — первый шаг к трезвому взгляду на мир.

По материалам книги «Путеводитель по лжи».

Обложка поста: unsplash.com.

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи