Все мы любим истории. И хотим их рассказывать — так, чтобы люди не могли оторваться и просили еще. Но как создать хорошую историю, если она не рождается в голове сама собой? Делимся способами.
Маленькая история из ничего
Есть три признака, которые делают незначительный эпизод интересной историей.
- Цепляющее начало. Нужно с первой секунды завладеть вниманием читателей. Крючок, на который вы их ловите, — провокационный вопрос, утверждение или идея, которая тут же заинтересует.
- Непростая ситуация. В середине самых интересных историй всегда происходит что-то из ряда вон: возникает вопрос или проблема, которую нужно решить. Можете немного сгустить краски.
- Провокационные слова. Чем больше эмоциональных описаний в вашей истории, тем скорее активируется мозг слушателей. Добавьте огоньку, используйте экспрессивные, интересные слова.
Упражнение: как я ехал на работу
Используя эту структуру, можно превратить в историю что угодно. Давайте поупражняемся: вспомните, как вы сегодня (или в любой другой день) добирались от дома до работы. Превратите это в мини-историю, используя шаблон.
1. Цепляющее начало. Хотите узнать самое ______________ , которое я когда-либо _______, пока вел машину?
2. Непростая ситуация. Еду я себе по дороге и вдруг ___________________.
3. Уникальные слова. Это было так ___________________!
Семь сюжетов
Если вам нужна большая история, которая надолго захватит читателей, поможет глобальный сюжет. Придумать его нетрудно — вариантов всего семь.
Возвращение домой. Путь домой — это возвращение в страну обетованную, классический сюжет. И не так важно, возвращаете ли вы вашу гору («Хоббит»), возвращаетесь домой с войны («Одиссея») или боретесь с бесчисленными препятствиями, чтобы вернуться к любимым («Марсианин»). Всем людям понятна тяга к дому.
Путь домой — сюжет, понятный каждому. — Кадр из фильма «Хоббит», источник
Выиграть приз. Классический сюжет «выигрыша» принимает различные формы. Например, вы можете выиграть в гонке («Фаворит», «Вокруг света за 80 дней») или закалиться, преодолевая преграды («Рокки», «Чарли и шоколадная фабрика»). На самом деле неважно, что там за приз и каковы препятствия: реальная борьба происходит с самим собой.
Месть. Конечно, это немного некрасиво, но месть тем, кто причинил вам зло, порой крайне притягательна («Граф Монте-Кристо»). Праведный гнев мотивирует героев не реже, чем положительные чувства («Гамлет», крестовые походы). Месть — один из самых мрачных сюжетных мотивов, но она на самом деле воодушевляет.
Убить дракона. Ничто не мотивирует лучше, чем убийство чудовища, которое намерено убить тебя, — и неважно, идет ли речь о реальном драконе (снова «Хоббит»), о «Звезде смерти» («Звездные войны») или о демоне внутри тебя («Игры разума»).
Перерождение. Это самый глубокий и личный из всех сюжетов, поскольку «переродиться» означает проиграть сражение так, чтобы укрепить при этом ваш дух (Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах»). Это главное «путешествие героя», во время которого он обменивает уютную жизнь на страдания, чтобы стать лучше («Аватар»).
Любовь, преодолевающая препятствия, никогда не устареет. — Кадр из фильма «Сумерки», источник
Покорить вершину. Выиграть золото — это одно: на вас все смотрят и аплодируют. Взобраться на вершину — совсем другое. Никаких медалей, смертельно холодно и одиноко. Есть только вы, гора и стихии. Это путь с неизвестным финалом, который вы решаете в любом случае пройти («Не угаснет надежда», «127 часов»).
Найти истинную любовь. Последний великий сюжет идет из вашего сердца. Это попытка найти истинную любовь в мире обмана, цинизма и злобы («Ромео и Джульетта», «Сумерки»). Когда кажется, что все пары, созданные на небесах, в итоге отправляются в ад, вы неожиданно встречаете свою вторую половину и становитесь одним целым («50 первых поцелуев» или любая другая романтическая комедия).
Пишем большую историю
Выбрав беспроигрышный сюжет, приступайте к созданию истории. Двигайтесь шаг за шагом по этой схеме.
- Выберите героя (себя или другого человека).
- Придумайте герою проблему или цель (жениться, победить, добраться до места назначения, заработать денег).
- И помехи на пути к ней (личные качества, плохая погода, враги социализма, мировое зло).
- По ходу сюжета у героя непременно должен появиться ментор-наставник или особое знание (фея-крестная, волшебная палочка, кольцо всевластия).
- И тогда он проявит себя как герой в решающей битве или событии (Золушка встретит принца, Гарри Поттер найдет философский камень, предприниматель наконец выведет бизнес в прибыль).
- В заключение — мораль для читателя и слово автора (добро побеждает зло, Золушка может выйти замуж за принца, Гарри Поттер такой же, как все).
Еще 3 совета
Создайте кладезь историй. Иногда нужно быстро сочинить любопытную историю, а в голове пусто. Чтобы избежать этого, заведите копилку и записывайте туда мысли и события. Во-первых, потренируетесь в создании историй в спокойной обстановке. Во-вторых, в нужный момент сможете достать одну из заготовок.
Захватите эмоции — и читатель не сможет оторваться. — Источник
Включайте эмоции. Погружайте читателя в ваше состояние и контекст. Рассказывайте детали. Чем пахло? Что вы чувствовали? Какая погода стояла за окном? Во что были одеты? Присоединяйте его к истории на уровне чувств: слышал, видел, нюхал, как и вы. Тогда читатель поверит вам, останется до конца текста и даже попросит добавки.
Смотрите ситкомы. В коротких сериях истории часто возникают из самых обыденных и незначительных вещей. Кто-то что-то забыл. Ошибся адресом. Случайно разболтал секрет. Уронил торт. Наблюдайте, как сценаристы раздувают забавные истории из ничего и делайте так же.
Отличных вам историй!
По материалам книг «Рисуй, чтобы победить», «Как стать популярным автором», «Наука общения»
Обложка поста — unsplash.com