Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Путеводитель по лжи: способы критического мышления
9 марта 2018 9 802 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Как определить, не содержатся ли в новостях псевдофакты, искажения данных или откровенная ложь? Чтобы найти истину, нужно мыслить критически. Именно этому — критическому мышлению — и учит Дэниел Левитин, автор книги «Путеводитель по лжи». Он дает набор инструментов, овладев которыми, вы сможете обрабатывать входящую информацию и выявлять ложь.

В ходе изучения Стэнфордским университетом умения пользователей рассуждать относительно информации из интернета было протестировано более 7800 учеников старших классов школы и студентов колледжа. Исследователи ссылаются на «потрясающую и вместе с тем тревожную тенденцию. В целом умение молодых людей рассуждать об информации из интернета можно обозначить одним словом: „никакое“». Они с трудом могли отличить новости высокого качества от лжи.

Рассмотрим несколько способов, помогающих критически оценивать новости, рекламу и отчеты.

Возможные уловки при сообщении данных

Представьте инвестора, раздумывающего, стоит ли покупать акции компании, производящей безалкогольные напитки. У него есть график, представляющий годовой отчет компании по продажам:

Представьте инвестора, раздумывающего, стоит ли покупать акции компании, производящей безалкогольные напитки. У него есть график, представляющий годовой отчет компании по продажам:
Иллюстрация из книги

Выглядит многообещающе — продажи Peachy Cola постоянно растут. Пока что все идет хорошо. Но давайте припомним, как устроен наш мир, — и постараемся извлечь из этих знаний какую-нибудь пользу. Итак, мы знаем, что конкуренция на рынке безалкогольных напитков огромна. Продажи компании растут, но, возможно, не так быстро, как у конкурентов. Потенциальному инвестору важно сравнить продажи Peachy Cola с продажами других компаний — ее продажи могут расти незначительно, в то время как рынок развивается особенно стремительно, а конкуренты зарабатывают больше, чем Peachy Cola. И как видно на этом графике с двойной осью Y, это, возможно, не сулит производителям ничего хорошего:

И как видно на этом графике с двойной осью Y, это, возможно, не сулит производителям ничего хорошего:
Иллюстрация из книги

Тот факт, что кто-то предъявляет вам статистику или показывает график, еще не означает, что все это относится к делу. Задача заключается в том, чтобы получить релевантную информацию и игнорировать те сведения, которые никакого значения не имеют.

Обманчивые иллюстрации

Инфографика в большом почете у разных ловкачей и пройдох, которым нужно сформировать мнение аудитории, и полагаются они на то, что большинство людей не станут вникать в то, что выглядит убедительно. Вот, например, посмотрите на этот рисунок. Возможно, с его помощью кто-то хотел напугать вас и заставить думать, что быстро растущая инфляция съедает все ваши с таким трудом зарабатываемые деньги:

Инфографика в большом почете у разных ловкачей и пройдох, которым нужно сформировать мнение аудитории, и полагаются они на то, что большинство людей не станут вникать в то, что выглядит убедительно.
Иллюстрация из книги

Выглядит страшновато, правда? Но присмотритесь. Ножницы отрезают не 4,2% от банкноты, а около 42%.

Когда ваша визуальная система сталкивается с логической, первая всегда выходит победителем.

Если только вы не приложите усилий, чтобы переломить это предубеждение. Точная инфографика выглядела бы похоже, но производила бы менее сильный эмоциональный эффект.

Точные и верные цифры

Когда мы сталкиваемся с точными цифрами, то обычно полагаем, что они к тому же еще и верны, но это не одно и то же. Если вы услышите: «Сегодня многие люди покупают электромобили», — вы подумаете, что автор фразы строит догадки. Но если фраза будет звучать как: «16,39% продаж новых автомобилей составляют электрокары», — вы решите, что автор точно знает, о чем говорит.

И в этот момент вы спутаете два таких понятия, как «точные» и «верные» цифры. Возможно, автор все выдумал. Может, он опросил только небольшую группу людей возле дилерского центра электрокаров.

Доступ

Доступ — одно из тех слов, которые вас должны насторожить, когда вы встречаете их в статистике. К примеру, можно заявить, что 90% людей в мире имеют «доступ» к «Путеводителю по лжи», потому что 90% населения земного шара живут на расстоянии не больше 40 километров от интернета, железных или автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, портов или маршрутов собачьих упряжек.

И, в общем, такая информация правдива. Но если вам подают ее как факт того, что книгу прочитали 90% населения Земли, это повод насторожиться и включить критическое мышление. Так, например, рекламировал себя один из телеканалов в США: «Мы доступны в 100 миллионах домов!» Но это совсем не означает, что во всех 100 миллионах его смотрят.

Подготовлено по книге «Путеводитель по лжи».
Обложка поста: источник.

Похожие статьи