Мы закрыли глаза и далёкий придумали остров,
Мы придумали ветер и себе имена.
Какая полезная для компьютеров штука — перезагрузка! Избавиться от «глюков», начать работать быстрее — всего-то нужно нажать на кнопку «Reset». А что насчёт нас, людей? Перезагрузка чувств, мыслей и отношения к жизни — отличное лекарство от хандры и стрессов. Вот только волшебной кнопки у нас нет, и приходится как-то выкручиваться.
Я давно убедился, что путешествия — лучший способ встряхнуться. А если хочешь нырнуть с головой в осознанность и медитацию, то лучше ехать не в туристические «мекки», а в места, где можно отключиться от цивилизации и остаться наедине с собой. Для меня перезагрузкой этого года стало путешествие на остров Петрова — уникальный заповедник на тихоокеанском побережье России.
Преображение мыслей
Постой, пусть закат тебе ляжет на плечи,
Я ещё не дышал, я ещё не дышал так легко!
Остров Петрова — южная точка Лазовского заповедника, который раскинулся на склонах хребта Сихотэ-Алинь возрастом 100 миллионов лет. Уникально здесь всё: экосистема, рельеф и даже топонимика. Бухта Кит, село Чистоводное, а ближайший к острову крупный посёлок — Преображение. Закопавшись в тёплые сухие водоросли на берегу, вдыхая полной грудью морской воздух и смотря на причудливые облака, раскрашенные лучами заката, понимаешь, что названия отражают суть этих мест, а Преображением можно было наречь весь заповедник.
Тихое морское побережье — идеальное место для осознанного дыхания, йоги и медитации.
Следы тигра в бухте «Поющие пески», — источник
Бродя босиком по пляжу «Поющие пески», чутко прислушиваешься к необычному скрипу песчинок под ногами, создающему особую природную песню. Я так увлекся этой песчаной музыкой и погрузился в свои мысли, что не заметил, как дошёл до самого конца протяженной заповедной бухты, миновав запрещающие таблички. «Туда мы гостей не водим, там охотится тигрица Марина», — обрадовал по возвращению экскурсовод. Я невольно поежился: встреча с Мариной могла быть увлекательной. Всего в заповеднике обитают 14 амурских тигров — самых крупных хищных кошек на Земле.
Неприступный храм тишины
Этот остров, где всё не так, как когда-то казалось нам.
Этот остров, где каждый шаг — словно колокол рвёт небеса.
«Остров, остановивший время» — так называется экскурсия, которую проводит Лазовский заповедник для туристов 4 месяца в году. Попасть на остров Петрова в другое время нельзя, его самостоятельное посещение запрещено. Да и невозможно: острые скалы и крутой берег не позволяют высадиться где-либо, кроме единственного «заповедного» пирса. Защищенность острова оценили древние племена мохэ и чжурчжэней, населявшие его и использовавшие как природную крепость при обороне от монголов.
Но и официальным путём попасть на остров непросто: море здесь неспокойно, и экскурсии часто отменяют, ведь людей нужно доставить на двух маленьких лодках. Природа пускает в свой храм не каждого: многие в буквальном смысле ждут у моря погоды неделями и уезжают, так и не побывав на острове. Мне удалось попасть на него всего за день до отъезда.
Тисовая роща на острове Петрова, — фото автора.
«На экологическую тропу мы заходим, закрыв глаза», — говорит наш проводник, беря меня под руку. Не смею нарушать традицию и делаю несколько шагов на ощупь — кто знает, каких духов острова можно прогневать. Ступив на пешеходные мостки из досок, сразу вспоминаешь «И грянул гром» Рэя Брэдбери, где специальная тропа изолировала туристов от природы.
Сойдешь с тропы, и обязательно случится «эффект бабочки» — это ощущение не покидало меня до конца маршрута.
Тропа петляет мимо реликтовых тисов возрастом 800-900 лет, на острове Петрова их более четырехсот (самая большая популяция в России). Эти странные вечнозелёные деревья закрывают остров своей высокой кроной от ветра и ярких лучей солнца, создавая удивительную атмосферу тишины и прохлады. Тис полностью ядовит, от коры до иголок и побегов; накормив недруга из тисовой тарелки, «радушный» хозяин вскоре лишался его компании. Древние племена ценили эти свойства дерева: за дощечку из тиса можно было купить раба.
Тисовая роща геометрически выверена, и это одна из загадок острова. Говорят, будто тисы специально высадили в ритуальных целях китайские морские разбойники илоу. А может быть, семена тисов проросли среди симметричных каменных построек чжурчжэней. Узнать наверняка не получится: остров необитаем уже 1200 лет.
Духи острова явно поселились в этом лесу, — фото автора.
Созерцание природы острова, будто живущей в своем, замедленном времени, действует как седативное средство. Сюда не добрались ледники, сохранив на острове уникальные виды растений: женьшень, элеутерококк, рододендрон, аралию. Огромные лианы-актинидии обвивают высокие корейские сосны (кедры), а ядовитые тисы, словно природные стражи, напоминают человеку: смотри, но не трогай.
Остров своего «я»
Постой, за тебя всё сделает ветер,
Он стирает следы наших ног, засыпает песком…
Остров — символ обособленности и защищенности от внешнего мира. Будда называл настоящим домом человека «остров своего „я“» — тихое и умиротворенное место внутри нас. Когда вокруг шум и суета, найти его непросто. Но именно этот внутренний остров — наше укрытие от проблем и переживаний.
Для того чтобы отыскать остров нашего «я», нам нужна тишина.
Тит Нат Хан в своей книге «Тишина» отмечает, как важно умение «причалить» к своему острову, когда вокруг — шторм из невзгод. «Каждый раз, когда вы испытываете дискомфорт, возбуждение, печаль, страх или тревогу, применяйте осознанное дыхание, чтобы вернуться назад к себе, на ваш остров».
Бухта Любви на острове Петрова, — фото автора.
В путешествии я практиковал осознанное дыхание, и это помогло перенести красоту, увиденную вживую, на свой внутренний остров, взять её с собой. Теперь остров моего «я» не абстрактен, а вполне реален: закрывая глаза, я вижу тисы, которые росли почти тысячу лет в тишине и сами стали тишиной, растворившись в ней. Постояв рядом с ними пару минут, впитав их спокойствие, я отправляюсь дальше, точно зная, где укрыться от жизненной непогоды.
Обложка поста — фото автора
Эпиграфы из песни «Остров» группы «Пикник»