Впервые за всю историю человечества количество доступных нам вариантов выбора превысило наши возможности управлять ими. Из-за этого мы не можем определиться с тем, что действительно важно. Чем чаще мы вынуждены делать выбор, тем хуже становится качество наших решений. Психологи называют это «усталостью от принятия решений». Книга «Эссенциализм» поможет разделять важное и второстепенное и делать меньше, но лучше.
«Ты можешь получить всё, что захочешь»
Сама по себе эта установка не нова. Она присутствует в человеческом сознании уже так долго, что ею заражен почти каждый на Земле. Ее продвигают в рекламе, поддерживают крупные корпорации, ее включают в описания вакансий (в виде длинных списков знаний и навыков) и требования для поступающих в вузы.
Но сегодня, когда ожидания завышены, а возможности выбора безграничны, эта установка приносит скорее вред, чем пользу.
Люди пытаются впихнуть дополнительные занятия в свои и без того переполненные графики.
Компании на словах рассуждают о балансе труда и отдыха, а на деле требуют от сотрудников быть на связи 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и так круглый год. На рабочих собраниях обсуждается по 10 приоритетных задач, и ни один человек не видит в этих словах иронии.
О «приоритетах»
Слово priority закрепилось в английском языке в XV веке, и в то время у него не было множественного числа. Оно обозначало единственную самую важную или первую вещь. В течение еще пятисот лет оно использовалось только в единственном числе, и лишь в XX веке люди заговорили о «приоритетах». В русском языке слово «приоритет» стало использоваться во множественном числе тоже только в конце XX века. Во многих компаниях могут выделять первый, второй, третий, четвертый и пятый приоритет. Теоретически это должно иллюстрировать, что компания ставит перед собой много важных целей.
Когда мы пытаемся успеть всё, что можно, и получить всё, что хотим, то в итоге очень часто обнаруживаем себя там, где ни за что бы не оказались по собственной воле. Если мы сами не можем выбрать, на что направить время и энергию, за нас это делают другие: начальство, коллеги, клиенты или даже члены семьи. Через какое-то время мы перестанем понимать, что действительно имеет для нас смысл.
Ненужные вещи
Представьте, как бы выглядел шкаф, если бы в нем никогда не убирались. Думаете, там было бы чисто и каждому костюму нашлось бы место на вешалке? Как бы не так.
Конечно, время от времени, когда беспорядок выходит из-под контроля, вы пытаетесь провести генеральную уборку. Но если у вас нет строгой системы, то в результате вещей остается столько же, сколько и было, потому что вы не можете решить, какие из них выбросить. Или вы расстраиваетесь, потому что нечаянно выбросили одежду, которую собирались носить. Или у вас осталась стопка одежды, которую вы не планируете надевать, но при этом боитесь выбросить.
Когда встречаются перфекционизм и эссенциализм…
Точно так же наши жизни переполняются делами и обязанностями, которые мы соглашаемся взять на себя. У большинства таких дел нет срока годности, и, если не научиться от них избавляться, они могут остаться с на всю жизнь.
Вот как настоящий эссенциалист убирался бы в шкафу
1.Первое правило — оценивать и исследовать.
Вместо того чтобы спрашивать себя: «Есть ли вероятность, что я надену это в будущем?» — проявите дисциплину и спросите себя: «Мне это идет?» или «Я часто это надеваю?» Если вы отвечаете отрицательно, значит, у вас появился кандидат на выброс.
2. Второе правило — отказываться от ненужного.
Предположим, вы разложили всю одежду из шкафа на две кучи: «точно оставить» и «возможно, выкинуть». Но действительно ли вы готовы сложить одежду из второй кучи в мешок и выбросить? В конце концов, вы же потратили на нее деньги!
Если вы не уверены до конца, задайте себе контрольный вопрос: «Если бы я увидел эту вещь в магазине, сколько бы я был готов на нее потратить?» Обычно это работает. Иными словами, важно не только определить, какие виды деятельности не приносят вам пользы, но и суметь отказаться от них.
3. Третье правило — действовать.
Если вы хотите, чтобы в вашем шкафу постоянно был порядок, уборку нужно проводить регулярно. При этом выбрасывать придется много, а оставлять совсем мало. Вам придется выяснить расписание местного секонд-хенда или центра благотворительности и назначить себе точное время для походов туда с вещами.
Эссенциализм
Разумеется, жизнь не такая статичная штука, как шкаф. Ваша одежда всегда остается там, куда вы ее положили (если, конечно, у вас в доме не растут дети). Но в жизни новая одежда (то есть требования и предложения) появляется постоянно.
К сожалению, именно это и происходит в жизни большинства из нас. Эссенциализм — система, которая учит наводить порядок в жизни. И это не генеральная уборка раз в год или раз в неделю, а дисциплинированный подход, который вы применяете каждый раз, когда вам поступает очередное предложение. Это способ, который помогает сделать тяжелый выбор между десятками приятных и интересных вещей в жизни и парой-тройкой действительно нужных. Эссенциализм заставляет делать меньше, но лучше, так чтобы каждый момент жизни приносил ценные результаты.
Подготовлено по материалам книги «Эссенциализм».
Все картинки в посте отсюда.