Не важно какие тексты вы пишите: статьи в модный журнал, небольшие рассказы, мемуары, заметки для новостного портала, сочинения в школе, посты в соцсетях или описание товара на сайт. Для всех применимы схожие правила. Так какой он — идеальный текст?
1. Достоверный
Проверяйте информацию. Проверяйте каждый факт, который вам дали люди. Не стесняйтесь спросить, откуда они его взяли. Находите и устраняйте слабые места. Если бы вы критиковали свой материал, до чего бы вы докопались? Докапывайтесь.
2. Лаконичный
Избегайте фраз-пустышек. Почистите свой текст от воды. Самое ценное в материале — его высокое разрешение. Есть люди, которые могут за два часа сказать одну полезную мысль, а есть — которые за 15 минут научат вас такому, что вы офигеете. Ваша задача — сделать ваш материал концентратом полезной информации.
3. Понятный
Сейчас многие журналисты и копирайтеры грешат канцеляризмами. Постарайтесь перевести сухой и деловой текст на человеческий язык. Вместо «В связи с этим он последовал в лесной массив» — «Поэтому он пошел в лес». Когда вы научитесь такому переводу, то и деловые письма станет писать гораздо проще.
4. Логичный
Предложения и абзацы не должны противоречить друг другу. Если вы пытаетесь донести свое мнение, которое может отличаться от позиции читателя, то постарайтесь дать четкие и максимально понятные объяснения.
5. Познавательно-развлекательный
Тексты с хорошей логикой, ярким и разнообразным содержанием обычно воспринимаются на «ура». Подбирайте интересные истории, диалоги — всё, что может сделать ваш рассказ живее.
6. С эффектом присутствия
Если вы что-то описываете, сделайте это так, чтобы читатель понял: вы сейчас держите в руках эту диванную подушку, о которой идет речь. Он должен почувствовать ее текстуру, запах, мягкость, точно представлять ее цвет и форму. Это те детали, которые помогут воссоздать атмосферу, о которой вам хочется рассказать.
7. Дружелюбный
Постарайтесь говорить с читателем не со своей высокой башни, а на равных. Станьте ему другом. Говорите с ним на одном языке, не хвалитесь и не впихивайте в текст неуместный ликбез.
8. «Пирамидкой»
В самом верху текста располагается должна быть основная мысль текста, его суть. А затем постепенно раскрывается все больше и больше деталей. Этот принцип характерен для газетных статей: он учитывает, что человек может перестать читать в любой момент. Но к этому моменту тот уже должен понять суть текста.
9. Интересный разным аудиториям
Часто вы не сможете предугадать, кто будет читать ваш текст — специалист или новичок в вашей теме. Поэтому вам нужно сделать так, чтобы ввести в курс дела новеньких, но и не разочаровать бывалых.
В этом плане отличный пример подхода «где я и что происходит» — это рассказы Артура Конан Дойла. Поначалу он публиковал их в газете, выходившей с большими перерывами. Трудно было предположить, что люди читают все номера подряд, да и вообще знакомы хотя бы с одной историей про Шерлока Холмса. Поэтому каждый, даже самый маленький рассказ, начинался с того, что мистер Холмс быстро демонстрирует Ватсону свой дедуктивный метод. Для читателя с опытом это загадка и развлечение, для новичка — объяснение, кто такой Шерлок и чем он отличается от других людей. Сделайте из ликбеза забавный этюд — и это снимет вопрос для профи и сильно расширит аудиторию материала, потому что рассказ сможет понять каждый.
По материалам книги «Евангелист бизнеса»
Обложка поста: pixabay.