Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Гомер Симпсон покупает автомобиль, или Какой прок от либертарианского патернализма
11 октября 2017 4 562 просмотра

Надежда Чеботкова
Надежда Чеботкова

Хотите вы этого или нет, но вы — архитектор выбора. Своими действиями вы влияете на выбор других людей (который все считают своим свободным и независимым). А корректируя свои действия, вы можете изменить их выбор (по-прежнему свободный и независимый). Это и называется подталкиванием, то есть nudge.

Как можно догадаться, верно и обратное — люди вокруг также архитекторы выбора.

Почему мы решили издать эту книгу?

Отвечает мой коллега Ренат, участвующий в отборе книг:

На книгу Nudge мы смотрели давно и вот почему:

— это международный бестселлер: продажи по всему миру — 750 тысяч экземпляров;

— книга уже известна в России: нам ее постоянно рекомендовали читатели;

— книга получила признание критиков, авторов, читателей. У нее сотни отзывов.

Так почему же мы тянули? Были сомнения: поведенческая экономика, архитектура выбора, принятие решений — увы, не самые популярные темы на нашем рынке.

Можно сказать, что к изданию нас подтолкнули читатели, с завидной регулярностью писавшие про Nudge. Такая знаковая книга должна быть на русском языке!

А авторы кто?

Профессора, специалисты по поведенческой экономике, лауреаты премий (upd.: теперь уже и одной нобелевской), авторы многочисленных публикаций, все как мы любим. Но главное в том, что Ричард Талер (совместно с Даниэлем Канеманом) — автор самой теории подталкивания, которая уже разошлась по учебникам и популярным книгам об экономике, психологии и принятии решений.

Гомер Симпсон покупает автомобиль, или Какой прок от либертарианского патернализма
Книга переведена на многие языки. Источник

Как устроена эта книга

Структура книги: когнитивные искажения (теория, эксперименты, примеры) → инструменты архитектора выбора → несколько крупных кейсов про деньги (пенсионные накопления, инвестиции, кредитование) → несколько крупных кейсов про общество (соцобеспечение, донорство, экология, семья).

А теперь примеры

Начнем с небольшого теста. Четыре группы налогоплательщиков из Миннесоты получили одно из сообщений:

а) ваши налоги пошли на благие дела: образование, безопасность и пожарную охрану;

б) список наказаний за неуплату,
в) как получить помощь при заполнении деклараций,

г) более 90% жителей Миннесоты уже уплатили все налоги.

Вопрос: какая из этих групп заплатила больше налогов?


Все ведь помнят эту рекламу? Источник

Политикам на заметку: если хотите повысить явку, не жалуйтесь, как много избирателей не сочли нужным проголосовать.

Политикам на заметку-2: если за день до выборов спросить людей, собираются ли они голосовать, можно повысить явку на 25% (это эффект простых измерений).

Что полезного могут сделать архитекторы выбора?

Минимизировать ожидаемую ошибку. Например, ошибку завершения: вы можете получить деньги только после того, как заберете свою кредитную карту из автомата. Другой пример: Gmail задает пользователю уточняющий вопрос, написавшему в письме слово «вложения», но ничего не прикрепившему.

Муха в писсуаре — тоже пример подталкивания
Муха в писсуаре — тоже пример подталкивания. Источник

Обеспечить обратную связь. У первых цифровых камер отсутствовал важный элемент обратной связи — звуковой сигнал, сообщающий о готовности снимка. А один изобретательный человек придумал розовую краску для побелки: пока вы красите, она розовая (таким образом вы видите, что покрашено, а что нет), а когда застынет — белая.

Картирование. Проще говоря, сделать информацию о выборе более доступной. Не количество мегапикселей, а максимальный размер фотографии, который можно будет потом напечатать.

Сделать более отчетливыми стимулы. Например, запрограммировать термостаты, чтобы они показывали потребление сразу в деньгах.

Архитекторы выбора также могут повлиять на сложно структурированный выбор. И с этим пунктом хорошо рифмуется цитата из другой части книги:

Экономист и нобелевский лауреат Гарри Марковиц, один из основоположников современной портфельной теории, на вопрос о распределении средств его пенсионного счета ответил:

«Мне следовало рассчитать прошлые ковариации классов активов и провести границу эффективности. Но я распределил свои накопления между облигациями и акциями 50 на 50».

Гомер покупает автомобиль — s10e15. Кредитные рынки — глава 8

Гомер покупает автомобиль — s10e15. Кредитные рынки — глава 8. Источник

Продавец автомобиля: Так, а теперь оплата. Здесь первый взнос, затем помесячный, а это еженедельный.

Гомер: Это все?

Продавец: Да. Но после последнего месячного взноса обычно идет громадный

шаровой платеж в размере половины от общей стоимости.

Гомер: Но ведь это еще не скоро?

Продавец: Да!

Гомер: Класс!

Если помасштабнее

Все, что мы робко называем подталкиванием или архитектурой выбора, в политических масштабах носит название либертарианского патернализма.

Патернализм означает, что некто наделяется полномочиями влиять на поведение людей с целью улучшения их жизни. А либертарианский аспект состоит в том, что при этом у людей остается свобода выбора. Поясним на примере приватизации соцобеспечения в Швеции. Какие могли быть варианты реформы:

  1. У людей нет выбора, есть один фонд, куда по умолчанию будут переведены отчисления.
  2. Один фонд выбран по умолчанию, но рекомендуется обратить внимание на другие.
  3. Есть стандартный фонд и его выбор поощряется.
  4. Один фонд выбран по умолчанию, рекомендации отсутствуют.
  5. Требуется выбор. Стандартной опции нет. Если человек не занял активную позицию, то он потеряет деньги.

Первый и последний вариант — крайности, не соответствующие либертарианскому патернализму. Остальные пункты — разновидности либертарианского патернализма, и какая из них лучше — в данном случае зависит от качества стандартного плана.

Швеция выбрала второй путь: государственная рекламная кампания призывала делать выбор самостоятельно, фонды также рекламировали себя (а их было в среднем 500). Как вы думаете, у Швеции получилось?


Не спрашивайте, при чем здесь бананы

После прочтения «Nudge» начинаешь не только более осознанно относиться к своему выбору, но и задумываешься: а какую архитектуру выбора я создаю для своих близких? коллег? клиентов?

И еще приятный эффект: в процессе чтения я поняла, что хватит откладывать, надо проверить план пенсионных накоплений, и мед.страховку, и кредиты/инвестиции, и сотового оператора…

Хотите получать такие письма? Подписывайтесь на рассылку МИФ.Научпоп. Пишем о новинках раз в три недели.

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи