Интересуетесь устройством мира? Любите искать взаимосвязи между явлениями? Обратите внимание на культовую книгу о параллелях между физикой и восточной философией — «Дао физики». Казалось бы, полярные явления, но не все так просто. Или наоборот — все просто? Решать вам.
Геометр — и я
В классической физике трехмерное пространство представлялось абсолютным. Оно существовало независимо от содержащихся в нем материальных объектов и подчинялось законам евклидовой геометрии. На Западе эти представления так укоренились в воззрениях философов и ученых, что в них видели истинные и не подвергаемые сомнению свойства природы.
Уверенность в том, что геометрия внутренне присуща природе (а не просто инструмент для описания мира) берет начало в Древней Греции. Геометрия лежала в основе всей интеллектуальной деятельности греков и стала основой преподавания философии. Говорят, на воротах Академии Платона в Афинах было выбито изречение: «Вам не позволено заходить сюда, если вы не знаете геометрии». Геометрия считалась совершенным соединением логического и прекрасного, поэтому ей приписывалось божественное происхождение.
Греки считали очевидным, что небеса имеют правильную геометрическую форму, а небесные тела движутся по окружностям.
Эйнштейн и геометрия
Позже греческая геометрия тоже сильно влияла на западную философию и науку. До начала XX в. «Элементы» Евклида использовались в европейских школах как основной учебник, и на протяжении более 2000 лет считалось, что евклидова геометрия отражает истинную сущность пространства.
Главное открытие теории относительности заключается в том, что геометрия… продукт деятельности человеческого разума. Только признав этот факт, мы можем отказаться от устаревших представлений о времени и пространстве.
Запад и восток
В отличие от греческой, восточная философия всегда утверждала, что пространство и время — порождения разума. Восточные философы относятся к ним так же, как ко всем понятиям, рожденным человеческим разумом: как к относительным, ограниченным и обманчивым.
Так, в одном из буддийских сочинений говорится следующее:
«Будда учил, что… прошлое, будущее, физическое пространство… и личность, всё это — лишь названия, формы мышления, общеупотребительные слова, попросту искусственная реальность».
Поэтому на Дальнем Востоке геометрии не было суждено приобрести такой статус, какой она имела в Древней Греции. Это, впрочем, не значит, что индийцы и китайцы были слабо с ней знакомы. Они использовали ее при строительстве храмов, измеряя землю и составляя карту звездного неба, но никогда не применяли, чтобы устанавливать абстрактные и вечные истины.
Устами поэта
Китайцы-астрономы не считали нужным объяснять явления геометрически: по их мнению, все организмы, составляющие всеобщий организм, следуют своему Дао в соответствии со своей природой, и их движения могут быть описаны в терминах «непредставительной» формы алгебры. Китайцам была не свойственна навязчивая идея об идеальных свойствах окружности, которая существовала в Европе.
Они считали, что геометрические теории — не абсолютные и неизменные характеристики природы, а продукт разума.
Вот что почти 19 столетий назад сказал индийский поэт Ашвагхоша: «Да будет известно всем, что понятие пространства — не что иное, как порождение нашего сознания… Пространство существует только в рамках нашего сознания, которое фрагментарно видит мир».
По материалам книги «Дао физики».
Картинки в посте — источник.