Продолжаем рассказывать любопытные истории из мира науки (если не читали первую часть — рекомендуем). Сегодня — новая порция зарядки для мозга. Наслаждайтесь.
Heavens Above
Иногда на ясном звездном небе можно заметить странные на первый взгляд объекты. Они выглядят совсем как звезды — такие же мерцающие и яркие, вот только они быстро движутся по небу, совсем как самолёты. Что это такое? Лишим эти летающие объекты статуса неопознанных: это орбитальные спутники, например, МКС. Орбиты искусственных спутников хорошо известны, поэтому несложно рассчитать, когда и в какой области неба будет виден тот или иной космический аппарат. Это уже сделали на сайте heavens-above.com. Вооружившись временем пролета и координатами, можно устроить настоящую охоту за спутниками! Это довольно увлекательно, рекомендую.
На сайте можно найти еще массу полезной информации для наблюдателей-любителей, например, о солнечных и лунных затмениях, положении планет на небе, о кометах и астероидах и не только.
Знакомьтесь: Стив
Это красивое атмосферное явление наблюдается достаточно давно, но лишь в этом году получило имя. Группа охотников за полярными сияниями в Альберте (серьезно, чем еще заниматься в Канаде?) заинтересовалась непонятными длинными светлыми полосами. Поначалу наблюдатели-любители решили, что явление может быть вызвано взаимодействием протонов с земной ионосферой и стали называть его протонной дугой. Позже к делу подключились профессионалы, проанализировали данные спутника Swarm и получили совершенно другие результаты. Оказалось, что всему виной 25-километровая лента горячего газа с температурой 3000 °C, которая двигалась со скоростью около 6 км/ч на высоте 300 км.
Самое интересное связано не с самим явлением, а с его названием. Раз это не протонная дуга, как изначально предполагалось, то и имя для странной полосы нужно другое. Герои мультфильма «Лесная братва», столкнувшись с чем-то непонятным, назвали его Стив. Поступить аналогично предложил Крис Ратцлафф, один из членов группы наблюдателей-любителей. Название прижилось и может остаться постоянным. В НАСА даже придумали расшифровку для аббревиатуры STEVE — Strong Thermal Emission Velocity Enhancement, то есть сильное повышение скорости теплового излучения.
Персеиды раз, Персеиды два…
Персеиды стабильно наблюдаются каждый год. Кто-то каждый год в одно и то же время с друзьями ходит в баню, а Земля каждый август пересекает орбиту кометы Свифта-Туттля. Мелкие камешки и пыль, оставленные кометой при пролете, как раз попадают в земную атмосферу и создают такое прекрасное зрелище. Пересечение орбиты кометы происходит не мгновенно, и вызванные им метеоры можно видеть с конца июля по середину августа. В максимум активности же можно наблюдать наибольшее количество метеоров в час.
Хотите своими глазами увидеть Персеиды? Чтобы повезло наверняка, выбирайте для наблюдений место с невысоким уровнем светового загрязнения. В этом вам поможет специальная карта lightpollutionmap. Мощный свет городских огней мешает видеть даже достаточно яркие звезды, а тем более метеоры. Еще один важный момент: куда смотреть? Метеоры можно будет заметить практически по всему небу, но неспроста поток называется Персеиды. В созвездии Персея расположен радиант потока — точка, к которой сходятся траектории всех метеоров подобно тому, как в перспективе к горизонту сходятся рельсы. Здесь похожая история: частицы летят на нас параллельным потоком и расходятся для нас, наблюдателей, если смотреть в направлении их источника.
Для наблюдения метеоров не нужны телескоп, бинокль, подзорная труба или что-то еще. Никогда не знаешь, в каком конкретно месте появится следующая «падающая звезда», да и пролетают они очень быстро, так что приборы здесь не помогут. Нужны лишь желание, достаточно темная ночь и теплая одежда!
Метеорный поток Персеиды в августе 2012 года
Что для одних царица Кассиопея, для других — лосиные рога
Созвездия, какими мы привыкли видеть их в нашем родном Северном полушарии, — в основном наследие древнегреческих мифов. Во взаимном расположении звезд древние греки видели, например, быка, или лебедя, или целую историю про Андромеду и Персея, или охотника с собаками. На сегодняшний день Международный астрономический союз официально делит небо на 88 созвездий, многие из которых сохранили названия и очертания, соответствующие представлениям древних греков.
Не будем забывать, что не одни лишь греки населяли Землю. Каждый из разных народов с разным менталитетом видел в хитросплетениях звездного неба что-то свое, родное и близкое. Саамы, к примеру, видели в довольно обширной группе звезд лося, неподалеку от которого находились лыжники. Корейцы делили звездное небо на множество маленьких групп звезд, среди которых часто встречались дворцы и надзиратели. У балканских народов на небе были сплошь пастухи, телеги и хороводы.
Больше представлений древних о звездном небе может дать программа-планетарий Stellarium. Программу можно бесплатно скачать с сайта stellarium.org, она проста в установке и работе. Представления разных народов о звёздном небе служат скорее занятным бонусом — программа познакомит со звёздным небом; поможет в организации любительских наблюдений; поможет убедиться, что Большая Медведица действительно похожа на медведицу, ведь состоит не только из семи звёзд «ковша»; покажет метеорные потоки, траектории искусственных спутников Земли, галактики, туманности и всё прочее, что можно увидеть на звездном небе в ясную ночь.
Как мы наблюдаем
Разобраться в принципе работы телескопов поможет профессор Астрокот:
Кликните, чтобы рассмотреть детали картинки
Что почитать по теме
«Открываем космос»
В книге Мартина Дженкинса с красочными детальными иллюстрациями Стивена Бисти подробно освещена история освоения космоса. Вы узнаете о внутреннем устройстве и техническом обеспечении шаттлов, ракет, жилого модуля МКС. Это и есть космонавтика!
«13.8. В поисках истинного возраста Вселенной и теории всего»
Джон Гриббин в доступной форме, но без чрезмерных упрощений, рассказывает о возрасте, строении и законах Вселенной. История уточнения возраста Вселенной увлекательна (можно даже сказать — драматична!), а его значение открывает новые возможности для создания единой теории всего.