Когда мы говорим про продуктивность, обычно имеем в виду эффективность: сколько работы мы выполняем за час? Как быстро справляемся с задачами? Давайте рассмотрим продуктивность с точки зрения принятия решений.
К примеру, мы хотим устроиться на новую работу. Знакомый, который там трудится, рассказал, что обязательно нужна «корочка» о прохождении курсов. Мы обучаемся несколько месяцев и подаем заявку. А в ходе трудоустройства выясняется, что никаких курсов проходить не надо было! Представляете, насколько непродуктивным было решение не попробовать устроиться на работу сразу же? Сколько времени мы потеряли просто потому, что из-за чужих убеждений выбрали неверный путь?
Книга «Лиминальное мышление» рассматривает продуктивность именно в таком ключе. Если научиться смотреть на мир немного шире, можно без труда находить короткие и эффективные пути решения проблемы и менять вредные убеждения на продуктивные.
Способ вырваться из колеи
Обычный способ познать мир — это одинарная петля обучения. Когда вы встречаете какое-то убеждение, то оцениваете его, опираясь на опыт.
Но иногда убеждение не работает или его недостаточно. Вы стояли на земле, и вдруг она уходит у вас из-под ног. Это кажется невероятным или даже невозможным. Вам нужен новый подход к проблеме.
И тогда вам необходима двойная петля обучения.
Двойная петля обучения — способ вырваться из колеи, усомнившись в своих убеждениях. Вы можете протестировать даже те убеждения, которые вам кажутся неверными, и должны это сделать.
Все это очень похоже на дзен-буддизм. Любой его последователь скажет вам: «Чтобы достичь просветления, не нужно верить ни во что конкретное, надо просто ждать». В случае с двойной петлей обучения вам не нужно верить в теорию, чтобы проверить ее. Достаточно вести себя так, будто она истинна, и смотреть, что случится.
К примеру, вы считаете, что вам не светит повышение на работе. Попробуйте поменять убеждение на противоположное и спросить себя: «Как бы я поступил, если бы новое утверждение было верным?».
Перемены возможны только «здесь и сейчас», и чтобы добиться их, нужно действовать так, будто другая реальность уже существует. Например, поступайте так, будто мир, в котором вы хотите жить, уже есть.
Вот шаги, которые необходимо предпринять, чтобы двойная петля обучения сработала.
- Прежде всего признайте, что вы живете в «пузыре убеждений», то есть в искаженной реальности, — даже если сами не видите этого.
- Не ограничивайтесь простым наблюдением за своим поведением. Попытайтесь понять базовые убеждения, руководящие вами в ситуации, которую хотите изменить.
- Вы видите результаты, которых хотите достичь? Если да — прекрасно!
- Если нет — найдите как можно больше альтернативных убеждений. Узнайте как можно больше, покажите себе или людям, с которыми вы работаете, как можно больше. Найдите убеждение, которое будет вам интересно, и действуйте так, будто оно истинно.
- Посмотрите, что произойдет. Вы исправили ситуацию? Если да — прекрасно! Если нет — повторите столько раз, сколько нужно.
Вокруг — мир неограниченных возможностей, бесконечное множество убеждений и способов действий. С каждым новым набором убеждений перед вами открываются новые возможности, и пока вы не начнете их искать, вы не увидите их.
Двойная петля обучения — полезный инструмент. С его помощью вы можете проверить новые идеи, которые иначе вы бы не заметили или не приняли в расчет только потому, что они возникли за пределами вашего «пузыря убеждений». Возможно, вы часто упускаете более продуктивные решения, но даже и не знаете об этом. Чтобы проверить теорию, необязательно считать ее истиной. Достаточно вести себя так, будто она верна, и смотреть, что произойдет.
По материалам книги «Лиминальное мышление»