Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Как писать тексты, а не текстА
31 августа 2017 29 637 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Привет! Здесь не будет привычных ссылок на книги, потому что я написал о своем личном опыте создания текстов. Наверное, здесь могут встретиться кое-какие расхождения с классическими правилами, но если все станут одинаково писать по одинаковым правилам — какая настанет скука! А еще — это такой неожиданный эксперимент — картинок тоже не будет. Чтобы не отвлекаться.

Может быть, кое-что из сказанного пригодится начинающим копирайтерам и всем, кто работает со словом. К делу.

1. Начнем с заголовка. С одной стороны, желательно, чтобы он гуглился максимально возможным количеством потенциальных читателей. Для этого существует вордстат, где приемлемой считается формулировка от 5000 запросов в месяц. Но популярные фразы обычно не блещут оригинальностью, на то они и популярные. А хочется самобытности, поэтому приходится проявлять чудеса креативной эквилибристики, чтобы угодить и статистике, и себе.

2. Лид, или вступление, я стараюсь начать общей фразой, которая настроила бы читателя на мою волну. Например, обрисовываю какую-либо проблему, понятную и близкую предполагаемой аудитории. Ситуацию, которая знакома. Это может быть даже банальный вопрос, но такой, чтобы эффект узнавания сработал — и читатель подумал: «Да-да, ты совершенно прав, черт тебя дери». Заголовок — это мой своеобразный «привет» незнакомой компании, лид — поиск в ней единомышленников.

Если рвануть с места в карьер и начать статью с изложения генеральной мысли, это, конечно, тоже может быть оценено позитивно, но откуда вы знаете, о чем именно должен быть диалог, чтобы попасть в яблочко?

«Знаешь, парень, вообще-то мы собрались у этого костра в лесу, чтобы пожарить маршмеллоу и послушать музыку сфер, а ты тут с тезисами Адизеса об экономиках третьего мира».

Поэтому, начиная лид с разъясняющего вступления, вы поступаете вежливо и даете всем возможность разбежаться по лесу.

3. Основная часть хороша тем, что в ней для меня почти нет правил. Тут больше работает наитие, чем какой-либо алгоритм. Я ведь честно предупредил, что пришел, и к тому же дал время на побег, поэтому кто хотел, кому стало интересно, тот остался.

4. Единственное, что я хоть как-то пытаюсь соблюдать в основной части статьи, так это гигиену русского языка. Орфографические ошибки у меня почему-то не получаются (говорят, из-за того, что с самого раннего детства очень много читал). На пунктуационные я не слишком обращаю внимание (на филфаке меня познакомили с понятием авторских знаков препинания — и это теперь спасение). Но ведь есть еще стилистика, грамматика и много всяких прочих штук, чьи названия канули в бездну памяти. Ладно, по порядку.

5. Обуздать стилистику — тяжкий труд. Ну и соответствующие нехилые знания непросто приобрести и держать в голове. Поэтому лично я в современных условиях, когда русский язык напичкан всякой всячиной, как женская сумочка или ящик моего стола, стараюсь избегать только самых крайностей.

«Чел, го комментить манускрипт» — это несъедобный винегрет и безусловный перебор. Та же самая фраза, но сказанная по-другому — «Айда потрындим за раритеты» — тоже не ахти. Хотя в умеренных количествах и к месту они вполне могут привлечь внимание.

Я не волнуюсь: модные слова уйдут, а заимствования не говорят о слабости и замусоренности языка, если усваиваются по присущим ему нормам. Тем не менее, найдется много желающих ушибить тебя мокроступом по ланитам, услышав какой-нибудь американизм. Я не на их стороне, но всегда учитываю чужое мнение.

6. Сергей Довлатов старался писать так, чтобы слова в одном предложении начинались с разных букв. Менее известный писатель Игорь Редин может в своем произведении неожиданно «сорваться» с обычной речи на частокол однокоренных слов, получается буквально «огородить у города огород изгородью». Подходы кажутся полярными, но каждый выполняет свою художественную функцию — запоминается, по крайней мере.

7. Я, помимо прочего, уже больше 10 лет пишу стихи, и одно из главных моих правил: максимум смысла при минимуме слов. При этом, естественно, нужно наиболее полно передать информацию. Краткость, она конечно, сестра, но двоюродная. Если бы в недавней статье по одной из своих любимых научно-популярных книг я написал единственную фразу «Странный аттрактор похож на бабочку», это было бы кратко и по сути верно. Но привлекло бы это читателя?

8. Не считаю себя профи, но стремлюсь к этому, и путь видится отнюдь не походом выходного дня — недаром русский язык называют великим и могучим. Впрочем, в массиве этого исполина важен даже маленький камушек. Например, раньше у меня не всегда получалось замечать такие штуки, как неудобные сочетания букв на стыках соседних слов, поэтому я специально перечитывал тексты с этим прицелом.

«…в течен(ие ее ау)тентификации…» — чтобы ни означал этот кусок текста, одно можно сказать точно: шесть гласных подряд больше напоминают звук из кабинета логопеда, чем внятную речь. То же касается сочетаний согласных букв.

9. О концовках статей скажу кратко. Я предпочитаю не занудствовать и не делать обширных (как инфаркт) выводов с привлечением и обобщением «изложенного материала». Лучше пусть это будет вопрос, а в идеале — обычное предложение, после которого глаза ищут еще одно, а там вдруг текста нет — и взгляду не на что опереться. Это как ощущение свободного падения: или тошнота, или радость. Но в любом случае — не равнодушие.

10. В десятом пункте я бы посоветовал не привязываться к привычному десятичному счету и не делать в статьях 10 пунктов. Это уже, как говорится, не цепляет. Лучше напишите 9 или 11. Наверное, и мне можно было обойтись девятью. В следующий раз так и сделаю.

На обложке поста фото автора.

Похожие статьи