Творчество
5 способов написать отличный текст
29 августа 2017 7 462 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Сегодня без текстов никуда. Хотите быть на коне — учитесь писать быстро, емко, лаконично, по делу. Рассказываем, как это сделать.

С чего начать

С сути. Все вступления — потом. Пока начните с короткого и емкого описания того, что происходит. Например, если описываете продукт, укажите сразу его преимущества.


Если описываете продукт, расскажите сразу о его преимуществах. — Источник

Пример

Для сайта: «Автосервис для дальнобойщиков в Волгограде. Дешевле Москвы в два раза, а еще наш спец разбирает и восстанавливает форсунки. Гарантия — 50 тысяч километров».

Для поста: «Почему на арктической яхте может быть очень удобно прятать контрабанду».

Или начинайте с истории. Рассказ, где описана конфликтная ситуация, есть пострадавший или проблема, с которой сталкивались большинство читателей, — это отличное начало. Главное, не растягивайте текст: максимум пара абзацев.

Формат текста

Люди привыкли к текстам в сети и теперь читают выборочно: «сканируют» страницу в течение пяти-шести секунд в поисках интересной информации. Ваша задача — удалить из текста максимум воды, сделать удобным для чтения и завладеть вниманием.


Люди «сканируют» страницу в течение пяти-шести секунд. — Источник

Смотрите, какая логика у читателя: он смотрит на заголовок страницы, быстро листает ее на несколько экранов вниз и обращает внимание на подзаголовки, подписи к картинкам и начальные слова маркированных списков. Если ему нравится, он остается и читает. Нет — уходит дальше.

Итог — вам нужен текст, который легко читать на любом отрезке.
  • Разбейте описание на абзацы по три-семь предложений и посвятите каждый абзац одному аспекту. Хорошо бы дать им четкие заголовки, в которых раскрыта суть написанного.
  • Сопроводите иллюстрациями, чтобы получился почти комикс.
  • Если в тексте есть перечисления, разбейте их на списки. Они воспринимаются легче.
  • Длинные предложения беспощадно разбивайте на два или же убирайте.

Принцип пирамиды

Применяйте принцип пирамиды. В самом верху текста располагайте главное. Затем постепенно раскрывайте все больше деталей. Этот принцип характерен для газетных статей: он учитывает, что человек может перестать читать в любой момент. Но к этому самому моменту он уже должен понять суть текста.

Именно «пирамидка» помогает сориентироваться и понять, стоит ли читать дальше.

Как добавить убедительности

Помимо фактов важен стиль и язык, то, как вы обращаетесь к читателю. Хороший материал отличает несколько черт.

Логичность. Части статьи не должны противоречить друг другу или убеждениям читателя. Подробно объясняйте сложные вещи: дайте определение, сделайте ссылку или напишите не один, а серию материалов по теме.

Конкретика. Чем больше деталей, тем лучше. Теорию подкрепляйте практикой. «У нас в продаже много б/у запчастей хорошего качества — даже машина нашего гендиректора на треть состоит из них», «Работаем качественно: копаем на два метра и глубже».


Хороший материал должен быть логичным, конкретным, познавательным и удобным для чтения. — Источник

Познавательно-развлекательная форма. С одной стороны — холодная логика, а с другой — яркость и разнообразие фактов. Добавляйте истории, отзывы — все, что может помочь.

Хорошая сегментация, то есть удобство для чтения. «Академически» написанные статьи часто не читают, так как они не успевают заинтересовать человека до кнопки «читать дальше».

Порадуйте читателя: подайте «интересности» и важные факты в начале статьи.

Формат FAQ

Как вы думаете, какой текст проще всего читать? Оформленный в виде диалога или вопросов и ответов.


Проще всего читать текст, оформленный в виде вопросов и ответов. — Источник

— Это потому что он разбит на мелкие понятные кусочки?

Да, каждый из них проще читать. Вопрос играет роль заголовка. Можно делать заголовки абзацев с вопросами, а в самих абзацах давать ответ.

— Вопросы очень простые, это специально?

Да, вы можете позволить себе говорить на языке читателя и озвучить вопросы, заданные непрофессионально. Если человеку неинтересен ответ, он просто перейдет к следующему вопросу.

— А вопросы специально сформулированы так, будто расписаны по двум ролям?

Конечно. В голове читающего человека звучит внутренний голос, который проговаривает этот диалог.

— Хм… А ведь от того, как задан вопрос, многое зависит, правда?

Да. Вы формулируете вопрос в мягкой, чуть более официальной форме — впечатление одно. Высказываетесь жестче — другое. Не «Почему вы, козлы, так задираете цены?», а «Высокие цены как-то связаны с тем, что корпус из алюминия?».

— Для чего можно использовать FAQ?

Почти для всего. Так можно описывать продукт, создавать тексты, в которых нет четкой последовательности фактов, а также посты «20 мифов о…».

— Можно ли делать вместо вопросов примерно такие же заголовки?

Можно, будет тот же эффект диалога. Если владеете методом, легко расскажете о чем угодно.

Говорите с позиции читателя

Одна из самых частых ошибок — пытаться доказывать преимущества товара с помощью технологий, наград или чем-либо подобным. Читателю это безразлично. Ему нужны факты.


Читателю не нужны описания наград — ему нужно понять, почему это полезно для него. — Источник

Поэтому когда вы говорите о свойствах товара, объясняйте, что это значит конкретно для покупателя.

Пример

Свойство: это детский синтезатор с регулировкой громкости.

Следствие: значит, можно будет сделать его вечером потише.

Выгода: значит, можно учиться играть или развлекаться поздно вечером и рано утром соседи не будут ломиться в квартиру с топором.

Или так.

Свойство: карты «Мафии» из 100% пластика.

Следствие: их можно как угодно гнуть, и они не сломаются, их можно мочить, и им ничего не будет.

Выгода: значит, можно играть на пляже или брать их в дорогу, не беспокоясь об их внешнем виде. Они всегда будут как новые.

Подробно расскажите о том, какие проблемы стоят перед читателем. Пусть он узнает в описании себя. Потом предложите решение, не настаивая, что оно единственное и самое верное.

Главное правило удачного текста очень простое — он должен быть полезным. Читатель — это ребенок, который ничего не знает и жаждет задать тысячу вопросов. Дайте ему ответы на всё-всё-всё.

По материалам книги «Евангелист бизнеса».
Обложка поста: freepik

Рубрика
Творчество
Похожие статьи