Сегодня без текстов никуда. Хотите быть на коне — учитесь писать быстро, емко, лаконично, по делу. Рассказываем, как это сделать.
С чего начать
С сути. Все вступления — потом. Пока начните с короткого и емкого описания того, что происходит. Например, если описываете продукт, укажите сразу его преимущества.
Если описываете продукт, расскажите сразу о его преимуществах. — Источник
Пример
Для сайта: «Автосервис для дальнобойщиков в Волгограде. Дешевле Москвы в два раза, а еще наш спец разбирает и восстанавливает форсунки. Гарантия — 50 тысяч километров».
Для поста: «Почему на арктической яхте может быть очень удобно прятать контрабанду».
Или начинайте с истории. Рассказ, где описана конфликтная ситуация, есть пострадавший или проблема, с которой сталкивались большинство читателей, — это отличное начало. Главное, не растягивайте текст: максимум пара абзацев.
Формат текста
Люди привыкли к текстам в сети и теперь читают выборочно: «сканируют» страницу в течение пяти-шести секунд в поисках интересной информации. Ваша задача — удалить из текста максимум воды, сделать удобным для чтения и завладеть вниманием.
Люди «сканируют» страницу в течение пяти-шести секунд. — Источник
Смотрите, какая логика у читателя: он смотрит на заголовок страницы, быстро листает ее на несколько экранов вниз и обращает внимание на подзаголовки, подписи к картинкам и начальные слова маркированных списков. Если ему нравится, он остается и читает. Нет — уходит дальше.
- Разбейте описание на абзацы по три-семь предложений и посвятите каждый абзац одному аспекту. Хорошо бы дать им четкие заголовки, в которых раскрыта суть написанного.
- Сопроводите иллюстрациями, чтобы получился почти комикс.
- Если в тексте есть перечисления, разбейте их на списки. Они воспринимаются легче.
- Длинные предложения беспощадно разбивайте на два или же убирайте.
Принцип пирамиды
Применяйте принцип пирамиды. В самом верху текста располагайте главное. Затем постепенно раскрывайте все больше деталей. Этот принцип характерен для газетных статей: он учитывает, что человек может перестать читать в любой момент. Но к этому самому моменту он уже должен понять суть текста.
Как добавить убедительности
Помимо фактов важен стиль и язык, то, как вы обращаетесь к читателю. Хороший материал отличает несколько черт.
Логичность. Части статьи не должны противоречить друг другу или убеждениям читателя. Подробно объясняйте сложные вещи: дайте определение, сделайте ссылку или напишите не один, а серию материалов по теме.
Конкретика. Чем больше деталей, тем лучше. Теорию подкрепляйте практикой. «У нас в продаже много б/у запчастей хорошего качества — даже машина нашего гендиректора на треть состоит из них», «Работаем качественно: копаем на два метра и глубже».
Хороший материал должен быть логичным, конкретным, познавательным и удобным для чтения. — Источник
Познавательно-развлекательная форма. С одной стороны — холодная логика, а с другой — яркость и разнообразие фактов. Добавляйте истории, отзывы — все, что может помочь.
Хорошая сегментация, то есть удобство для чтения. «Академически» написанные статьи часто не читают, так как они не успевают заинтересовать человека до кнопки «читать дальше».
Формат FAQ
Как вы думаете, какой текст проще всего читать? Оформленный в виде диалога или вопросов и ответов.
Проще всего читать текст, оформленный в виде вопросов и ответов. — Источник
— Это потому что он разбит на мелкие понятные кусочки?
Да, каждый из них проще читать. Вопрос играет роль заголовка. Можно делать заголовки абзацев с вопросами, а в самих абзацах давать ответ.
— Вопросы очень простые, это специально?
Да, вы можете позволить себе говорить на языке читателя и озвучить вопросы, заданные непрофессионально. Если человеку неинтересен ответ, он просто перейдет к следующему вопросу.
— А вопросы специально сформулированы так, будто расписаны по двум ролям?
Конечно. В голове читающего человека звучит внутренний голос, который проговаривает этот диалог.
— Хм… А ведь от того, как задан вопрос, многое зависит, правда?
Да. Вы формулируете вопрос в мягкой, чуть более официальной форме — впечатление одно. Высказываетесь жестче — другое. Не «Почему вы, козлы, так задираете цены?», а «Высокие цены как-то связаны с тем, что корпус из алюминия?».
— Для чего можно использовать FAQ?
Почти для всего. Так можно описывать продукт, создавать тексты, в которых нет четкой последовательности фактов, а также посты «20 мифов о…».
— Можно ли делать вместо вопросов примерно такие же заголовки?
Можно, будет тот же эффект диалога. Если владеете методом, легко расскажете о чем угодно.
Говорите с позиции читателя
Одна из самых частых ошибок — пытаться доказывать преимущества товара с помощью технологий, наград или чем-либо подобным. Читателю это безразлично. Ему нужны факты.
Читателю не нужны описания наград — ему нужно понять, почему это полезно для него. — Источник
Поэтому когда вы говорите о свойствах товара, объясняйте, что это значит конкретно для покупателя.
Пример
Свойство: это детский синтезатор с регулировкой громкости.
Следствие: значит, можно будет сделать его вечером потише.
Выгода: значит, можно учиться играть или развлекаться поздно вечером и рано утром соседи не будут ломиться в квартиру с топором.
Или так.
Свойство: карты «Мафии» из 100% пластика.
Следствие: их можно как угодно гнуть, и они не сломаются, их можно мочить, и им ничего не будет.
Выгода: значит, можно играть на пляже или брать их в дорогу, не беспокоясь об их внешнем виде. Они всегда будут как новые.
Подробно расскажите о том, какие проблемы стоят перед читателем. Пусть он узнает в описании себя. Потом предложите решение, не настаивая, что оно единственное и самое верное.
Главное правило удачного текста очень простое — он должен быть полезным. Читатель — это ребенок, который ничего не знает и жаждет задать тысячу вопросов. Дайте ему ответы на всё-всё-всё.
По материалам книги «Евангелист бизнеса».
Обложка поста: freepik