Мы продолжаем наш цикл статей о писательском мастерстве и принципах, которые помогут вам писать вдохновляюще и ярко. Следуя этим принципам, вы научитесь писать тексты, которые хочется прочитать.
Принцип № 1: Серьезно работайте над заголовком.
Созданию заголовка надо уделять не меньше, чем всему тексту. Заголовок — это входная дверь вашего текста. Если он непривлекательный, то никто не захочет узнать, что внутри комнаты.
Все великие заголовки созданы с помощью стратегии PINC. Они обещают (promise), интригуют (intrigue), определяют потребность (need) или просто описывают содержание (content). Писать ли заголовки перед началом работы над текстом или после того как текст написан — решать вам, чаще удобнее писать заголовок в самом конце, имея уже полное понимание о том, какая получилась публикация.
Принцип № 2: Рассказывайте «истории».
За восприятие образов у нас отвечает правое полушария головного мозга, вот его-то и нужно задействовать, создавая истории и рисуя «картинки». Когда вы «говорите в лоб» полета фантазии у читателя не случается, образ не достраивается, а значит текст получается пресным, читать такой и нудно, и скучно. Любую мысль можно написать короче, красочнее и объемнее, использовав «фактуру». Например, текст про ошибки «признанных экспертов»: «Фаину Раневскую директор одного из театров называл «совершенной бездарью», а Уолта Диснея уволили из газеты из-за «отсутствия воображения». Это всё, что вам нужно знать об «экспертном мнении».
Принцип № 3: Предугадывайте вопросы читателей
Способность предугадывать вопросы читателей — тот самый ключ к ярким информативным текстам. Еще на этапе работы над планом статьи, логически проследите ход повествования, посмотрите на текст глазами читателя. Почувствуйте, где нужно сделать акцент на обосновании с цифрами, а где — самое время рассказать предысторию второго действующего лица, потому что вопрос уже «висит в воздухе». Если удастся отвечать на вопросы читателя в тот момент когда он мысленно уже готов их задать — то будет создано полное ощущение, что автор ведет постоянный диалог с читателем, притом делает это на равных.
Принцип № 4: Не будьте перфекционистом
Не зацикливайтесь на идеальности текста. Во время написания статьи не думайте, как она звучит при прочтении. Да, вы непременно подумаете об этом чуть позже, но пока пишите, просто пишите. Часто бывает так, что, написав несколько фраз, начинающий автор принимается их огранять до бриллиантового блеска и все время уходит не на создание общей структуры и полного текста, а на вот это украшательство первых двух-трех фраз. В результате творческий процесс стопорится. Начали писать — пишите, излагайте мысль как она идет в этот самый момент. Сфокусируйтесь на том, «Что» вы хотите сказать, после прочитаете и сможете доработать и то «Как» вы об этом говорите, добавить стилистического лоска везде, где посчитаете нужным.
Принцип № 5: Включайте метафоры
Наш мозг включает образное мышление, если один объект сравнивают с другим. Метафора — сильная штука. Помогайте читателю увидеть информацию, да, именно увидеть. Читатели гораздо лучше запомнят материал, если в нем есть метафоры, позволяющие формировать визуальные образы. Есть интересный прием, который используют в Стэнфорде для развития креативного мышления.
Его структура простая: «Объект А похож на Объект Б, потому что …., и следовательно…». Порой даже одна яркая метафора может «вытащить» на себе весь текст. Экспериментируйте, заведите блокнот, в который будете записывать пришедшие на ум образные сравнения, потом эти фразы смогут стать отправными точками для создания большого полноценного текста.
По материалам книг «Автор, ножницы, бумага», «Пишем убедительно», «Принцип пирамиды Минто»
Обложка поста