Текст — вотчина не только копирайтеров и редакторов. Сегодня тексты пишут все: маркетологи, пиарщики, специалисты по соцсетям, рядовые сотрудники и руководители компаний. Разбираемся, как писать короткие и ёмкие материалы, интересные для читателя.
Нативная статья
Вид рекламы в СМИ, который рекламирует товар не напрямую. Например, автор пытается рассказать читателю о булочных и ненароком пишет, где он попробовал самые вкусные пышки в своей жизни.
Правило: перестаньте стараться продать что-то в тексте. Просто рассказывайте о чём-то любопытном и важном. Решайте проблемы читателя. Пусть это будет связано с вашим продуктом, но не прямую. Например, сайт Buzzfeed опубликовал серию материалов типа «10 самых нелепых автомобильных инцидентов» под эгидой Mini Cooper. При этом от Mini Cooper там был только логотип, который ненавязчиво мелькал на страничке. Статьи имели вау-эффект: их постоянно репостили в социальных сетях. Таким образом Mini Cooper стал ассоциироваться с чем-то классным и умным.
Или, например, материал с сайта Meduza.io на важную тему о том, как разговаривать с врачом. Сверху стоит логотип партнера — французском клиники. Но сам текст отвечает на насущные для читателей вопросы, а не пытается продать услуги докторов.
Тест
Игра с читателем, которая помогает ему ответить на вопросы: определить тип интеллекта, узнать словарный запас или проверить, насколько хорошо он знает классическую литературу.
Правило: такое же, как в предыдущем пункте. Ни малейшего привкуса рекламы. Только смешной или полезный тест на оригинальную тему. Например, компания Opel Corsa публиковала тест на сайтах LookAtMedia. Графика и основные цвета странички были сделаны в стиле Opel. Недалеко мелькала фигура Corsa с выгодным ценником. Но сам тест вообще не про машины: он про велосипедистов. Вернее, про правила дорожного движения для велосипедистов. Как только вы начинаете отвечать на вопросы, то понимаете: правила для двухколесного транспорта иные, чем для автомобилистов. Очень полезная и информативная штука.
Тест МИФа на гибкость мышления. — Источник.
Колонка
Это монолог эксперта или руководителя компании. Например, колонка редактора модного журнала или рубрика «Советы инструктора по фитнесу».
Правило: обычно такие колонки пишут пиарщики, поэтому самое важное тут — тщательно расспросить автора на заданную тему. Передайте стиль повествования со всеми оригинальными оборотами, сравнениями, метафорами. Используйте приём «а расскажите мне всё так, как бы вы объяснили это 12-летнему школьнику», чтобы сделать подробный и понятный материал.
Колонка может выглядеть по-разному: на сайте МИФа можно прочитать про литературные привычки интересных героев. — Источник
Исповедь
Вид колонки. Подходит для тем, за которыми стоит глубокий эмоциональный опыт и личная история: «Как я на шестом месяце беременности прошла адскую неделю», «Я попробовала работать двое суток подряд, и вот что получилось».
Правило: станьте драматургом и запишите откровенный монолог героя. Очистите его от всего лишнего. Чтобы не пугать спикера, записывайте всё в блокнот, без диктофона. Сделайте текст «живым» и логичным. Расшифруйте все необходимые термины.
Если у вас есть уникальный жизненный опыт, поведайте о нём миру. Например, автор Лейла Сазонтова рассказала о семейном воспитании своего девятилетнего сына. Такой материал вызывает больший отклик у читателей, чем обычная статья.
Рассказ Лейлы Сазонтовой о семейном образовании, — Источник.
Пост
Один из самых популярных ныне жанров. Написать популярный пост действительно сложно, но реально.
Правило: пост — это сверконцентрированное высказывание. Каждое новое предложение должно содержать резкий поворот сюжета, парадокс, удивлять и сбивать читателя с толку. Это как путешествие из точки А в точку Б, как рассказ, повесть или роман. Только этот путь короче и герой шагает в сапогах-скороходах со скоростью 40 километров за шаг.
Соблюдайте правило «каждое слово — это поворот сюжета», — Источник.
Картинка с подписью, гифка
Кажется, что нет ничего проще, чем разместить фото. Но за удачной картинкой с лаконичной подписью в соцсети стоит несколько раз переписанная и пересмотренная заготовка.
Правило: подпись не должна быть слишком длинной. Она должна дополнять сюжет на картинке или обозначать связь с продуктом, героем или компанией.
Не злоупотребляйте цитатами. Стив Джобс сказал, что великие художники воруют. Но сам постоянно перерабатывал каждую идею и затачивал её под нужды своих продуктов.
Подпись должна быть остроумной и/или актуальной. — Источник
Еще одно правило для всех кратких форм текста: говорите проще. Не используйте превосходные степени и пышные метафоры. Лучше расскажите читателю о своем личном опыте, а не пишите про «непревзойденное качество продукта».
Говорите проще: не используйте превосходные степени и пышные метафоры. — Источник
Краткость — это сложно. Немецкий философ Фридрих Ницше писал: «Моя заветная мечта — сказать десятком предложений то, на что другим требуется целая книга». Суть в том, что мастерство нужно всё время оттачивать: проговаривайте текст вслух, сокращайте, удаляйте, переписывайте. И со временем научитесь быстро формулировать лаконичные фразы и писать яркие тексты.
По материалам книги «Автор, ножницы, бумага»
Обложка поста: concerningthetimes