Если вы когда-нибудь чувствовали, что вас недооценили или неправильно поняли — вы не одиноки. Это случается со всеми. То, как мы видим друг друга, не соответствует действительности.
Мы все носим «искажающие линзы», сквозь которые смотрим на людей, поступки, эмоции. Эти линзы вызывают ошибки восприятия — из-за них нам могут не доверять или не замечать нас.
К счастью, эти ошибки предсказуемы — и мы можем распознавать и предотвращать их. Социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон подскажет, как избежать предвзятости и заставить людей взглянуть на нас объективно.
О чем книга?
Привет! Меня зовут Таня, я копирайтер в МИФе и читаю по сотне книг в год. И когда встречается особенная, хочется поделиться впечатлениями. Эта книга — как раз такая.
Если вы хоть раз производили на кого-то плохое впечатление, то эту книгу точно стоит читать. Я тысячу раз ошибалась при первой, второй и даже 10-й встрече, а потом не понимала, почему ко мне плохо относятся. Первое впечатление очень тяжело исправить, но, — ура! — можно. И в книге описывается как. За время прочтения книги я проанализировала и себя, и свои отношения с родителями, друзьями, коллегами.
Хорошая книга. Без воды и соплей. Каждую главу хочется дочитать до конца, каждый способ хочется протестировать на практике. Это и делаю.
Знакомьтесь, это Таня Бурцева.
Вот что пишет автор: «Иногда меня спрашивают: эта книга о том, как произвести хорошее впечатление? Нет. Она о более важном: об умении выглядеть в глазах других так, как вы хотите. Есть ли что-либо важнее этого в мире, где все взаимосвязано и ничего не сделать в одиночку?»
Цель книги — снабдить вас инструментами, позволяющими при необходимости корректировать свой образ и транслировать то, что хотите.
Линзы восприятия
При решении проблем, в стрессе, плохом настроении или даже в зависимости от суточных ритмов люди мыслят стереотипами. «Жаворонки» склонны опираться на стереотипы во второй половине дня, «совы» — после завтрака. Как-то мне пришлось работать с женщиной с бритой головой и в татуировках. Я не скрывала своего ужаса и старалась держаться подальше. Позже она оказалась очень приятной и совершенно безобидной. Ее хобби — вязание и аргентинское танго.
Окружающие не просто формируют впечатление о вас. Они не отдают себе отчета, что этот процесс пронизан предубеждениями.
Поскольку все происходит бессознательно, они считают, что они воспринимают вас объективно — так, как вы сами себя видите.
Иллюзия прозрачности
Ваши эмоции не так очевидны, потому что лицо не так выразительно, как вы себе представляете. Исследования показывают, что сильные базовые эмоции — удивление, страх, отвращение и гнев — считываются легко, а с тонкими переживаниями дело обстоит хуже.
Ваше лицо, призванное выражать «Я вам сочувствую» может быть похоже на «Меня вообще не трогает то, что вы сказали». Психологи называют это иллюзией прозрачности — и мы все ее жертвы.
В большинстве случаев, когда вы уверяете себя: «Я выразился предельно ясно» или «Он знает, что я имел в виду», вы выразились неясно и он не знает.
Ложная уникальность
Мы также склонны думать, что наши вредные привычки и недостатки нормальны. Например, люди, которые быстро теряют терпение, обманывают своих супругов, курят или пьют, считают, что другие также часто поддаются этим искушениям. Но, когда речь заходит о добрых делах, каждый склонен считать себя лучше других — честнее, добрее и способнее. Психологи называют это предположением ложной уникальности.
Еще в 1980-х респондентов спросили, готовы ли они соблюдать десять заповедей, а затем попросили предположить, какой процент американцев поступил так же.
Другие люди предполагают, что вы разделяете их мнение и взгляды, но не их способности. Они считают, что более талантливы и менее порочны, чем вы.
Не принимайте это близко к сердцу.
Неудобная правда
Правда в том, что иногда человек вас… понимает. Это он видит правду о вас, а вы носите повязку на глазах.
Трудно по-настоящему понять себя, потому что мы не всегда осознаем, что происходит в сознании. Иногда нас раздирают противоречия. Разве вы одинаково себя ведете с близкими друзьями, коллегами и с семьей?
Как узнать, правильно ли вас понимают или оценивают? Это непросто. Но есть один способ. Ищите точки соприкосновения во взглядах окружающих. Если все друзья, семья, коллеги делают ту же «ошибку» относительно вас, то это, вероятно, не ошибка.
Еще в книге
Не умея точно транслировать мысли и намерения другим, никто не добьется успеха: ни человек, ни команда, ни организация. Эта книга расскажет, как люди общаются, почему коммуникация бывает непростой. И главное, что с этим делать.
Эта книга вам поможет:
- узнать, какими вас видят окружающие каждый день
- распознать постоянные ошибки в общении и исправить их
- научиться подбирать слова и «посылать» нужные сигналы
- определять, сквозь какие линзы смотрит на вас человек
- эффективнее общаться
- научиться исправлять плохое впечатление о себе
- создать в глазах других нужный вам образ
- избежать многих проблем в личной и профессиональной жизни
И если хотите, чтобы вас увидели настоящим, понимать самому как выглядите со стороны — начните с этой книги. Вы осознаете, возможно, впервые в жизни, что другие люди видят в ваших словах и действиях.
Обложка поста: pixabay