в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Творчество
5 советов по классическому рисунку на примере картин XV-XXI веков
7 июля 1476 просмотров
Творчество
5 советов по классическому рисунку на примере картин XV-XXI веков
7 июля 1476 просмотров

Татьяна Бурцева
Татьяна Бурцева

Классический рисунок, или как его еще называют — академический, — это основа изобразительного искусства. В художественных школах и институтах на изучение этого предмета уходят годы. Но современные курсы и книги помогают вникнуть в его суть в короткие сроки в любом возрасте. Вот несколько полезных советов из книги «Уроки классического рисунка» на основе работ самых известных художников мира.

Созерцание

Прежде, чем начать рисовать, наша главная задача — внимательно наблюдать. Нужно мысленно сформировать визуальный образ. Способность фильтровать информацию и вычленять главное — отличительная черта умелого художника. Писатели в начале работы составляют план — несколько предложений, обобщающих замысел всего текста. Это помогает им не упустить изначальную идею, пока она «обрастает плотью». В рисовании работает та же логика. То есть изначально на листе бумаги появляются лишь очертания предметов.


АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Заяц. 1502.

Простую фигуру, такую как этот треугольник, проще выхватить взглядом и запомнить. Каркас Дюрера — сильная, чистая геометрическая форма. Термин применяется только для обозначения упрощенного контура. Это несколько линий, которые обрисовывают предмет.

Композиция

Первые несколько линий, обозначающие расположение основных композиционных элементов или позы, проводите легко и уверенно, чтобы они оставались невредимыми до окончания работы. В процессе поиска деталей и нюансов есть вероятность потерять линии позы и остроту восприятия. Рисунок, который вначале был динамичным и полным жизни, выйдет неуверенным, если постоянно не освежать в памяти первое впечатление и не следить за тем, чтобы основные линии оставались видны.


УИЛЬЯМ БЛЕЙК. Христос как искупитель человека. 1808.

Композиция Блейка основана на круге, геометрия которого символизирует Бога: круг не имеет ни начала, ни конца. Центральные персонажи окаймлены перевернутыми фигурами, которые, изгибаясь дугой по обе стороны, формируют круг.

Пропорции

Уже тысячу лет художники изучают гармонию, наблюдая за природой и по крупицам накапливая знания. Древнегреческие архитекторы использовали в своих зданиях соотношение элементов, характерное для человеческого тела. Каждая часть имеет свою индивидуальность, но идеально соотносится с целым. Альбрехт Дюрер, Филиппо Брунеллески и Пьеро делла Франческа изучали природу так тщательно, что им удалось раздвинуть границы знаний и усовершенствовать многие области. Путем внимательного изучения природы художники открыли, что все в ней подчинено определенным правилам и закономерностям, которые можно сформулировать и с пользой применить в искусстве, науке и конструировании.

Например, Леонардо да Винчи пользовался одной и той же системой пропорций для анатомических и архитектурных рисунков. Пьетро Марани, автор книги «Леонардо да Винчи: полное собрание картин», писал: «Леонардо сформулировал определение человеческого тела в системе пропорциональных отношений, и это дало ему математически измеримый, прочный фундамент, чтобы перевести фигуру в художественное воплощение, основываясь не только на наблюдениях, но и на основополагающих законах гармонии и красоты».

В эпоху Возрождения произошло слияние аналитического наблюдения за окружающим миром и изучения его устройства, как в классическом искусстве. Эта традиция сохраняется по сей день.


ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мужская голова в профиль с пропорциями. Ок. 1490.

Да Винчи точно встроил голову в квадрат и использовал ее как единицу измерения. Он установил закономерность соотношения частей головы внутри квадрата с помощью аналитических линий.

Запомните несколько простых правил пропорций для изображения фигуры и головы человека. Общепринятая единица для измерения фигуры — высота (или ширина) головы. Обычно, если от подбородка вниз отложить еще одну высоту головы, отрезок закончится на уровне сосков, а следующий — на уровне пупка. Середина фигуры обычно находится на уровне лобковой кости. Как правило, высота головы укладывается в высоту всей фигуры 7,5 раз. Нормальная длина плечевой кости — полторы головы. Длина бедренной кости — две высоты головы, а берцовой — почти полторы.

На половине высоты головы расположены глаза. Лицевая часть делится на три равных части: от подбородка до основания носа, от основания носа до линии бровей и от линии бровей до линии роста волос. Расстояние между глазами приблизительно равно ширине глаза.

Общие параметры не исключают индивидуальных особенностей. Идеальные пропорции нужны только для проверки.

Тона

Леонардо да Винчи и многие другие считали правильное обращение с тонами одним из критериев мастерства художника. В своих блокнотах он описывает метод сравнения для правильной оценки тонов: найдите доминирующие светлый и темный и используйте их как эталон для сравнения со всеми остальными. Тома Кутюр, академист и художник XIX века, писал: «Внимательно посмотрите на модель и спросите себя, где расположен самый светлый тон. На своем рисунке повторите расположение тонов, которое видите на натуре». Доминирующий свет должен оставаться самым светлым на рисунке, все остальные светлые тона определяются относительно его. Это же правило может быть использовано и для теней.


ХАНТЕР ЭДДИ. Элиза. 2008.

На этом царственном портрете изображена утонченная голова, созданная несколькими явными, непрерывными областями тона.

Изображение состоит из нескольких обобщенных масс теней, сообщающих о направлении света и структуре головы. Тени падают на лицо и шею и поглощаются темным локальным тоном волос и блузки.

Иллюзия объема

Чтобы рисунок казался объемным, помимо ширины и высоты нужно учитывать глубину. Тогда круг станет сферой,треугольник — конусом, прямоугольник — кубом (или цилиндром) и т. д. Все объекты в природе существуют в трех измерениях. До того как в эпоху Возрождения была открыта линейная перспектива (возможно, и заново), у художников уже было много эффективных приемов создания на изображении иллюзии глубины, или третьего измерения. Они могли создавать видимость, что объекты расположены на разных расстояниях. Сейчас мы можем использовать такие же способы в комбинации с линейной перспективой для создания убедительного трехмерного пространства.

Например, чем ближе объект к переднему плану, тем он кажется больше. Расстояние в искусстве может быть передано разными способами, например варьированием контуров, тона, расположения и масштаба. Например, резкий контур выдвигает объект вперед, а мягкий отодвигает назад. Исчезающая линия отодвинет объект далеко назад, что бы ни находилось перед ним. Согласно закону воздушной или атмосферной перспективы, чем дальше объект от наблюдателя, тем больше он обволакивается воздухом и тем менее различим. Темные объекты по мере удаления становятся светлее и наоборот. Цвета отдаленных объектов становятся приглушенными и серыми. Реализация этой закономерности в линии и тоне выявит организацию пространства на рисунке.


ДЖОРДЖ ФЕННЕЛ РОБСОН. Вид из окна замка Пенрин на Нант-Франкон. Дата неизвестна.

Эта картина идеально показывает возможности воздушной перспективы. Большие горы на заднем плане кажутся блеклыми, а передний план выступает к зрителю.

Конечно, это всего лишь крупица того, что можно найти в книге современной художницы Джульетты Аристид. В ней описан весь процесс работы над рисунком, необходимые материалы, приемы, техники. Подкрепить теорию можно на практике, благодаря простым и коротким урокам. Много полезного в книге найдут и профи, и начинающие. Вскоре вы научитесь делать легкие рисунки карандашом.

Рубрика
Творчество

Похожие статьи