Магии слова нет. Есть мы. Внутри каждого дремлет рассказчик, способный придумывать яркие, захватывающие тексты. Рассказывать интересные истории. Писать посты, набирающие сотни — нет, тысячи — лайков. Остается его разбудить.
В книге «Автор, ножницы, бумага» — метод из 14 уроков-ступенек, созданный Николаем В. Кононовым. Известный журналист и автор книга учит писать впечатляющие тексты. Зачем? Есть две причины.
Во-первых, сейчас мы пишем много как никогда. По тому, как человек формулирует мысли, мы решаем, тратить ли время на общение с ним. Так же оценивают и нас. Во-вторых, умение рассказывать истории окупается с первой же громкой статьи, раунда инвестиций или выступления.
Настало время обрести голос и рассказать свою историю.
14 ступенек к мастерству
Мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл. И тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста. А что, если этот человек — вы?
Николай Кононов создал метод, который выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу. «В эти 267 страниц я постарался сгустить всё, что знал — приёмы, методы, ловушки и тактику ухода от них, etc. — и что понял за двадцать лет в журналистике, а также [чёрт знает, как посчитать сколько] в литературе. Сочиняя эту книгу, я хотел помочь тому, кто пишет статьи, нон-фикшн, письма, питчи и любые тексты, которыми надо кого-то убедить, просветить и увлечь».
Свой метод Кононов опробовал на всех редакциях, потом на курсах нон-фикшн и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо», — источник.
Метод подойдет и ученым, и творческим людям, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам, и студентам — всем, кто воздействует словом на ход событий.
Как выбрать тему для написания текста?
«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.
Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.
Иллюстрация из книги — верстка в ней необычная. Книга красива не только внутренне, содержанием, но и внешне.
И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:
- текст должен сообщать что-то очень важное,
- нетривиально объяснять важные процессы,
- быть остро полезным читателю,
- обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,
- рассказывать историю яркого героя.
Путь героя
Каждый эпизод сюжета развивается по принципу столкновения ожиданий и реальности. Герой хотел поступить так, но реальность оказалась устроенной эдак. Герой сознаёт это и корректирует свои установки и действия. Если следить за выполнением этого правила, ваш текст будет читаться динамично и не отпускать внимание читателя.
А чтобы герой получился ярче, ему нужен антагонист (например, Гарри Поттер и Волан-де-Морт). Его не надо выдумывать, он всегда есть. И это не обязательно человек. Антигероем может стать качество (лень, нелюбопытство, ксенофобия). Но гораздо лучше, если все-таки это живой персонаж или, как выражаются следователи, группа лиц.
Как найти свою интонацию
Интонация — способность думать о предмете не так, как кем-то предписано о нем думать, а вашими собственными мыслями, с использованием слов из вашего словаря. Интонация — результат ежедневной работы над ходом мысли и формулировками: сначала в уме, затем на бумаге.
Разве можно не узнать Довлатова? Вот и вы вырабатывайте свою интонацию на уровне потока мысли. Письмо — просто технический процесс, — источник.
А затем пробуйте писать тексты, чтобы понять, что вам близко: рубить капусту или плести вязь. Стремиться к предельной простоте фразы, как Михаил Гаспаров и Пол Грэм, или, напротив, длить ее до изнеможения, как Марсель Пруст.
Что еще в книге
Я написал эту книгу потому, что искусство рассказчика — умение быть внятным, передавать смысл, объяснять сложное, говорить захватывающе — требует отдельного учебника. И мне захотелось собрать все подходы и важные приемы под одной обложкой.
Вы сможете писать статьи, посты, лонгриды, очерки, слоганы. Да книги в конце концов. Выбирать захватывающие темы и придумывать заголовки. Доносить до читателя смысл, а не белый шум.
Еще книга расскажет, как:
- Найти свой личный стиль
- Исследовать тему и собирать материал
- Преодолеть писательский блок и прокрастинацию
- Научиться писать «портреты» людей
- Приемы работы с короткими и длинными текстами
- Брать интересные и содержательные интервью
- Написать деловое письмо, питч, лонгрид и посты в соцсети
- Выбрать тему и «продать» историю читателю
- Стать редактором
Умение писать — обычный навык. Чем больше тренируетесь, тем лучше получается. Эта книга расскажет, как стать натренировать свою писательскую мышцу.
Обложка поста: Полина Гуркова.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки, получать скидки, участвовать в творческих челенджах.