в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Творчество
О том, как писать тексты, на примере брокколи и пивных баров
25 мая 6936 просмотров
Творчество
О том, как писать тексты, на примере брокколи и пивных баров
25 мая 6936 просмотров

Татьяна Бурцева
Татьяна Бурцева

25 мая отмечают свой профессиональный праздник люди, влюбленные в книги и тексты — лингвисты, литературоведы, учителя русского языка и литературы, библиотекари, переводчики и все, кто имеет филологическое образование. Сегодня, в честь Дня филолога, мы решили сделать подборку ценных советов для тех, кто любит не только читать, но и писать.

Выбор темы

Каждому человеку есть что рассказать. Пусть даже о себе. Личный опыт достоин описания, и литература полна произведениями от первого лица. Как пишет в своей книге «Автор, ножницы, бумага» Николай Кононов, «писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце». И если вы разбираетесь в какой-то определенной сфере, то это тоже может стать отличной темой для текста.

Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для появления на публике:

  • текст должен сообщать что-то очень важное;
  • или нетривиально объяснять важные процессы;
  • или быть остро полезным читателю;
  • или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя (например, о природе катастроф и кризисов);
  • или рассказывать историю яркого героя.

Определите, к какой области относится ваша тема — популярная или специализированная? Какова ваша целевая аудитория? Подберите подходящий жанр.

Сформулируйте тему в двух простых предложениях и поделитесь задумкой с тем, кому доверяете. Если вам вежливо скажут «ну, да», то придется придумать новую концепцию. Если же ваша тема заинтересует собеседника, приступайте к работе.

Составление плана

Под рукой всегда должен быть план. Выберите удобный для себя способ его составить: таблица, схема, список. Не углубляйтесь в детали, просто структурируйте свою историю. Вот примерная структура текста:

  • Экспозиция: краткое описание интересной и интригующей сцены, с которой будет начинаться история.
  • Завязка: объяснение сцены в экспозиции, четкое сообщение читателю о том, что дальше будет раскрыта важная тема.
  • Развитие сюжета: краткое описание нескольких драматических событий в истории, возможно, даже меняющих ход ее развития. Прогрессия героя.
  • Кульминация: самый яркий, напряженный и знаковый эпизод в истории.
  • Развязка: результат действий героев.
  • Заключение.

Дедлайн

Большинство из нас готовятся написать роман или рассказ «однажды», но проблема в том, что «однажды» так и не наступает. Автор книги «Литературный марафон» Крис Бейти предлагает установить дедлайн: 50 тысяч слов в месяц. Это примерно 1667 слов в день, с чем многие из нас могут справиться, даже если заняты на работе и дома. Кроме того, 50 тысяч слов — это достаточно для склонного к краткости человека, чтобы полностью завершить сюжет.

О том, как писать тексты, на примере брокколи и пивных баров
Иллюстрация из книги «Литературный марафон»

Выбор места

Собственный дом. Это лучшее, как считает большинство, место для настукивания романов. Он хорошо нам знаком, открыт двадцать четыре часа в сутки, в нем можно пользоваться сравнительным одиночеством, а еда и напитки обойдутся дешевле, чем везде, кроме разве что столовых для бездомных. Но вы вряд ли сможете провести четкую грань между временем «на роман», «на безделье», «на семью» и наиболее ужасным временем — «на мытье посуды». Блицпоход в холодильник в поисках порции глюкозы может превратиться в часовую перестановку банок с едой в шкафах.

Если вы решили работать дома:

  • Максимально изолируйте себя. Закройтесь в комнате, или поверните компьютер так, чтобы находиться лицом к стене, и наденьте наушники. Выключите телефон. На звонки и электронные письма вы сможете ответить после сеанса работы.
  • Определите временные промежутки для работы. Объясните себе и своим домочадцам, что вы будете непрерывно работать в это время.
  • Добейтесь максимального комфорта. Найдите хороший стол, проверьте, насколько удобно ваше кресло и комфортна ли его высота.
  • Садитесь так, чтобы не видеть кровати.
  • Держите рабочее место в чистоте.

Вне дома. Вы можете заниматься литературным творчеством в кафе, но выберите место, где будет тихая музыка, розетки, бесплатный вай-фай. И подумайте о комфорте: на вас не должны косо смотреть, если вы займете столик на два часа. Как вариант, можно попробовать писать в библиотеке или в офисе. Возможно, вас вдохновят причудливые места, такие как пивной бар или тренажерный зал.

Выбор места
Источник.

Рабочий мусор

Не бойтесь отвратительных первых набросков. Они бывают у всех хороших писателей. Именно наброски дают возможность написать добротный черновик, а затем — отличную рабочую версию. Напишите что-нибудь. Что угодно — главное, напишите.

Разговор с брокколи

В старом шоу Мела Брукса под названием «Двухтысячелетний человек» есть эпизод, когда психиатр говорит пациенту: «Прислушайтесь к капусте брокколи у вас в тарелке, и она расскажет, как ее надо есть». Автор книги «Птица за птицей» Энн Ламотт считает, что в творчестве этот принцип так же важен, как и в жизни. Расшифровывается он так: когда вы сами не знаете, что делать, и не можете решить, как поступит в определенной ситуации ваш персонаж, остановитесь и прислушайтесь к внутреннему голосу.

Связь с «внутренней брокколи» очень важна для того, чтобы хорошо писать. Иначе вы каждое утро будете садиться за работу и ждать указаний от разума и логики. Вы перегорите за полчаса и махнете на все рукой, но если не сдаваться и делать хоть что-то и хоть как-то, усидчивость обычно вознаграждается.

Два самых недооцененных барьера

Писатели сталкиваются с двумя преградами, которые обычно стараются не замечать. Именно они зачастую становятся виновниками прокрастинации.

1. Физический дискомфорт

Вы должны следить не только за тем, чтобы вам было удобно сидеть, но и за своим здоровьем, болевыми ощущениями. Внимательное отношение к своему физическому состоянию важно как с точки зрения продуктивности, так и по многим другим причинам. Полноценный отдых, физические упражнения и питание тоже имеют значение. Попробуйте перед работой есть пищу, богатую витаминами и микроэлементами, это препятствует возникновению сонливости.

2. Нерешительность

Люди часто прокрастинируют, когда приходится принимать решение. И чем оно сложнее, тем серьезнее эта проблема. Творческий процесс по сути — это бесконечный ряд больших и малых решений. В интересах продуктивности гораздо правильнее будет принять множество быстрых (пусть не всегда верных) решений, чем мучительно биться над каждой мелочью. Есть еще один секрет: важные решения лучше всего даются, когда в них принимает участие много заинтересованных людей. Посоветуйтесь с кем-нибудь, если сомневаетесь в выбранной сюжетной линией или в заголовке.

Борьба с писательскими блоками

Писательский блок возникает, когда мозг забивается тревожными мыслями и вредными фобиями. Это происходит абсолютно со всеми, причем регулярно. Нет автора, который умеет его избегать. Но есть то, что облегчит возникновение писательских блоков и позволит продолжить работу. Запомните: вы не обязаны хотеть писать каждый день. Не занимайтесь никакими другими делами за полчаса до начала работы. Настройтесь излагать то, что уже есть у вас в голове в виде формулировок. Делайте заготовки с сырой информацией, чтобы во время «зависания» начать работу с них. Просто рассуждайте вслух на заданную тему, проговаривайте свои идеи. Аутотренинг не только помогает собраться, но и найти интересные формулировки.

Как писал говорил перуанский прозаик и драматург, публицист и лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса: «Литература заполняет собой всю жизнь, а вовсе не только те часы, когда человек сидит и пишет. Не бывает скороспелых романистов. Все великие, все замечательные романисты сперва были писателями-подмастерьями, и талант их мало-помалу развивался, благодаря упорству и вере в собственное призвание. Так что начинающему автору должен внушить надежду пример писателей, которые, в отличие от Рембо, ставшего гениальным поэтом уже в ранней юности, по кирпичику строили свой талант».

Пусть у вас всегда будет материал для новых текстов. С Днем филолога всех причастных! И дееепричастных 🙂

По материалам книг: «Автор, ножницы, бумага», «Птица за птицей», «Литературный марафон», «Писать профессионально».

Обложка поста: pixabay
Рубрика
Творчество

Похожие статьи