Билли Шоуэлл — признанный профессионал в ботанической живописи. В ее книге «Портреты цветов от А до Я» можно найти множество ярких и необыкновенно реалистичных изображений, примеры, подробные объяснения и секреты различных техник и способов рисования. Публикуем 7 советов из этой книги. Они вдохновят и придадут уверенности как начинающим, так и более опытным художникам.
1. Рисуйте то, что нравится
Первый шаг к созданию красивого рисунка — выбор объекта. Начните с цветка, который вам нравится. Гораздо легче рисовать что-то вдохновляющее, чем то, что в нужный момент оказалось под рукой. Если объект вам по душе и приводит в восхищение, вы наверняка получите удовольствие от его изучения и работы над ним.
2. Заведите ботанический скетчбук
Для оттачивания техники, скетчбук просто необходим. В нем можно прикинуть разные варианты композиции и затем выбирать самый удачный. Наброски не нужно прорисовывать детально. Например, пион или розу в композиционном эскизе можно обозначить окружностью, а лилии — треугольниками. Это нужно для схематичного изображения задумки — чем быстрее, тем лучше. Иногда рука начинает двигаться непроизвольно, следуя за воображением, и вдруг вы видите интересную композицию, которая получилась как будто сама собой.
Скетчбук — предмет первой необходимости для начинающего художника. Куда бы вы ни направлялись, всегда берите с собой карандаш и скетчбук. Зарисовывайте в нем все свои идеи, включая самые странные и незначительные.
3. Продумайте, как оформить кончики стеблей
Это вечная дилемма для художников-ботанистов: смягчить, чтобы те растворялись в пространстве, решительно срезать под углом либо по горизонтали или вывести за пределы рисунка. Если вы решили продлить стебель до края изображения, нужно так же поступить с каким-нибудь другим элементом растения. Пусть он тоже выходит за пределы картины сбоку или вверху. Иначе может возникнуть ощущение, что цветок вот-вот ускользнет за рамку.
Концы стеблей как будто растворяются в пространстве. Иллюстрация из книги
4. Применяйте технику «Мокрым по мокрому»
Чтобы получился мягкий равномерный цвет, предварительно увлажните бумагу водой. Это обеспечивает естественное растекание краски, прежде чем она начнет впитываться в бумагу, и дает дополнительное время для растяжки цвета (создания плавного перехода от одного цвета к другому) и промакивания бликов. Начните увлажнение с середины области, над которой собираетесь работать, и размывайте воду к краям. Повторите пару раз, чтобы убедиться, что бумага хорошо увлажнена. В этом случае края высохнут не так быстро. После того как вы равномерно распределили воду, проверьте, не осталось ли на поверхности бумаги «лужиц», и если они есть — промокните их влажной кистью.
5. Чтобы получить бархатистую текстуру используйте сухую кисть
Техника «сухой кисти» подходит для добавления мягкой текстуры, углубления цвета и создания объема без необходимости лишний раз увлажнять бумагу. Придется потренироваться, чтобы точно наносить краску, поэтому для начала поработайте на ненужном листе бумаги.
6. Набирайте краску на кисть правильно
Соболиная кисть № 4 с заостренным кончиком идеальна для промакивания краски. Ее нужно бережно хранить и следить, чтобы кончик всегда был заостренным. Плавно подкручивайте ее за ручку большим и указательным пальцами, чтобы покатать головку по палитре. Никогда не ведите кисть кончиком вперед: так вы его испортите.
Старайтесь набирать краску на кисть одним плавным движением, используя всю ее головку. В процессе подкрутите кисть и потяните ручкой на себя (шаги 1–3). Это поможет сформировать заостренный кончик и одновременно набрать достаточно краски. Затем аккуратно вытяните кисть из замеса на себя (шаги 4–5). Перед тем как смешивать краски, убедитесь, что они достаточно мягкие, чтобы не испортить хорошую кисть.
7. Рисуйте каждый день
Нужно находить время для рисования, хотя бы 10 минут в день, и получать удовольствие от процесса, даже если рисунок не удался. Разочаровывающий результат важен тем, что будет напоминать о том, чего в следующий раз делать не надо. Прежде чем приступить к работе над картиной, заполните один лист бумаги набросками цветка и пробами приемов.
По материалам книги «Портреты цветов от А до Я».