«Дело о новогодней елке» и «Дело о пропавшем кольце» — это интерактивные игры для всей семьи. Вы должны пройти квест, то есть помочь сыщику Колмогорскому собрать улики, исследовать место преступления, записать подозрительные детали и найти преступника.
Авторы квестов — Юлия Луговская и Анна Бабушкина — ответили на наши вопросы и рассказали о том, что их вдохновляет, как они работали над проектом и сколько времени у них ушло на подготовку этих квестов.
Расскажите, как у вас появилась идея сделать квест-игру?
Ю: Я помню, что тогда как раз вышло несколько книг с короткими детективными загадками, наши дети их разгадывали. Читать художественные детективы мы тоже любим. Вот и родилась мысль (не уверена, что у меня, кажется — в обсуждении), что хорошо бы было их объединить. Сделать детектив, в котором читатель наравне с главными героями оперирует всеми данными и уликами и может не просто догадаться, но последовательно объяснить, кто и почему никак не мог совершить преступление, а кто явно виновен.
А: Было желание уйти от принятого формата детских головоломок в детективной обертке. Загадки в них зачастую попадались интересные и изобретательные, но ради загадок неизбежно страдала логика, собственно детективная история. Ну кто из читателей поверит, что, убегая, коварный похититель разбросал предметы так, что по их первым буквам складывается улица, на которую он направлялся, или примет как должное утверждение, что отсутствующий на парных картинках персонаж не может быть виновен?
Чем вдохновлялись? Что вас вообще вдохновляет?
Ю: Вдохновляет желание сделать то, чего еще нет. Но в детективе мы, конечно, помнили про Агату Кристи — без замкнутого пространства и ограниченного числа подозреваемых нам никак было не обойтись. А дальше вел и вдохновлял сам образ сыщика. Мы придумывали все новые штрихи к его портрету, сочиняли детали биографии. В книгах этого почти нет, но когда знаешь, с кем имеешь дело — о нем и писать легче.
А: Мне даже кажется, мы не столько вдохновляемся, сколько «заводим» друг друга на рабочий процесс. Это невероятно, насколько вдвоем веселее и проще придумывать… да что угодно придумывать — от загадок на день рождения общему знакомому до слов на нужную букву для составления детской головоломки. Так было и с сюжетами о сыщике Колмогорском.
Сколько прошло времени от идеи до реализации?
А: От первого озвучивания идеи до реализации прошло, мне кажется, около полугода, но собственно плотная работа над текстом заняла меньше, что-то около двух месяцев. Основной сложностью текста было именно наше самим себе поставленное условие: чтобы история была возможная и логичная.
Ю: Я помню, что в какой-то момент в самом первом детективе работа встала, поскольку мы не могли увидеть, как это будет, как читатели поймут, кто преступник, а кто нет. Это была та задача, которую пришлось нам решать самим и, кажется, целое лето мы к ней возвращались, что осенью принесло плоды, дело пошло.
Иллюстрация из книги «Дело о новогодней елке».
А еще была трудность с детективом про елки. Обычно мы ходим, ждем, когда придет в голову завязка сюжета. Но в этом случае нужно было поторопиться, чтобы успеть с выходом книги к Новому году. Тут идею с диверсией подсказал мой муж, а потом сюжет развернулся очень быстро.
Как распределяли роли — кто за что отвечает?
А: Поскольку это не первый и не единственный наш совместный проект, роли, можно сказать, уже были распределены. Генератор идей у нас Юля. Это ей приходит в голову все самое невероятное и оригинальное, что вы найдете в этих историях. Поэтому на первом этапе ведущая роль всегда у нее. На втором этапе, когда дело доходит до написания текста, в каком-то смысле власть в свои руки беру я.
Ю: Мне не кажется, что я придумываю намного больше, но я точно больше верю в наши придумки на том этапе, когда они еще слабенькие и не до конца оформившиеся. Вначале работа общая и самая интересная — сочинить сюжет, обозначить персонажей, собрать улики и найти виновного. Время каждого детектива мы расписываем по минутам, и там практически нет ничего случайного. Потом на выверенный костяк сюжета ложится текст.
Иллюстрация из книги «Дело о пропавшем кольце».
Еще в самом первом нашем совместном проекте, детском городском квесте, Аня выбрала такой удачный способ писать для детей, что я ему теперь следую, и никаких стилистических столкновений у нас не бывает. Но, конечно, Аня пишет лучше и быстрее. А потом опять совместная работа.
Добавляем подробности, какие-то детали, которые порадуют того, кто их заметит.
Для вас этот проект больше хобби или основной вид деятельности?
Ю: Для меня это работа, но работа только в том смысле, что она меня кормит. С Аней мы придумываем квесты и методические материалы, самостоятельно я сочиняю сценарии праздников и все это продаю или в электронном виде, или уже с реквизитом, готовое к использованию. Это то, что я мечтала делать всегда, и радости в такой работе больше, чем в любом хобби. Но идей много, и, конечно, я успеваю реализовать намного меньше, чем задумываю и планирую.
Иллюстрация из книги «Дело о новогодней елке».
А: А для меня все-таки хобби — очень приятное, увлекательное, но находящееся где-то в одном ряду с игрой в «Что? Где? Когда?», скажем.
Как вы считаете, кому интереснее всего будет разгадывать эти квесты?
А: На мой взгляд, интереснее всего разгадывать такой квест будет семье. Не одному ребенку (какого бы он ни был возраста), не нескольким детям-друзьям — по нашему замыслу и по нашим представлениям (основанным на тестировании на собственных детях, на семьях друзей) — это именно семейное развлечение, когда семья может почувствовать себя командой, когда ребенок заметил одно, а папа придумал другое, мама уточнила третье, а бабушка не дала всем забыть про четвертое. В обсуждении всегда рождаются самые плодотворные идеи.
Ю: Да-да, мы очень надеемся, что это занятие будет поводом для родителей провести время с детьми.
Расскажите подробнее, что включает набор детектива?
А: Это прежде всего, конечно, брошюра с историей — полноценный детектив, в которой есть очень разные герои — какие-то будут читателям более симпатичны, какие-то менее, у всех них есть свои характеры, свои узнаваемые черты, они не просто «карточные фигурки» для игры в сыщиков. Эффект, которого мы добивались — чтобы в этот детектив было не только интересно играть, но чтобы историю было интересно читать. Нам очень хочется верить, что это удалось.
Вторая важная часть набора — «доска детектива». Это поле для работы юного сыщика, на котором удобно раскладывать портреты подозреваемых (также входящие в набор), перемещать, компоновать их так и этак. На доске можно сразу делать пометки, записи, а также заполнять цветными карандашами ось времени. Ну и, конечно же, улики — очень разные, от фотографий места преступления до различных документов, — то, без чего не удастся оправдать невиновных.
Ю: Еще в конце детективной истории есть подсказки для начинающих детективов, оформленные в виде заметок Колмогорского. Не готовые ответы, а наводящие вопросы, поводы для размышления. А вот отгадки в комплекте нет.
Что получит человек, когда разгадает загадку?
А: Прежде всего, он получит… еще кусочек детектива! Зайдя на секретную страницу для победителей и введя на ней ответ на главный вопрос квеста, юный сыщик — в том случае, если его гипотеза оказалась верна — сможет прочитать финал детективной истории (быть может, тогда прояснятся мотивы преступника или станет понятнее механика всей интриги). Ну и, конечно, приятный сюрприз от МИФа — он ждет вас там же, на секретной странице.
Юлия и Анна подготовили отличный повод собраться с семьёй и друзьями, чтобы помочь сыщику Колмогорскому разгадать тайну и пройти квесты «Дело о новогодней елке» и «Дело о пропавшем кольце». Пригласите гостей и погрузитесь в эти детективные истории.