Создание бренда — непростой процесс, который непосредственно влияет на успех или неудачу вашей компании. Мы проанализировали лучшие бизнес-книги и выбрали полезные советы о том, как создать бренд. Приступим?
Что такое бренд
Начнём с определений. Бренд — это то, что потребитель представляет, при упоминании о продукте, услуге или компании. Получается, что ваша основная задача — сделать так, чтобы потенциальный или существующий клиент получил опыт, который позволил бы ему положительно вас воспринимать. И мнение потребителя зависит от упаковки вашего продукта, названия, слогана, способа доставки, рекламы и других особенностей.
В этом и заключается вся сложность брендинга — вам необходимо всегда держать в уме множество деталей. Давайте разберёмся как создать запоминающийся бренд.
Выясните, чего хочет потребитель
Представления о бизнесе у большинства отечественных предпринимателей сформировались в 90-е годы и окончательно закрепились в 2000-е, в эру потребительского бума, невиданного роста всех рынков. Представители первой волны были авантюристами, предприимчивыми молодыми людьми, не боящимися вкладывать свои, а иногда чужие, взятые под людоедские проценты деньги в фуры импортного товара, в станки, недвижимость, коммерческие автомобили, строительство. К настоящему времени большинство из них — те, кто получил диплом или занялся самообразованием, — стали консервативнее, осторожнее и недоверчивее.
И для большинства российских предпринимателей маркетинг — это сложное и обстрактное понятие. Ежедневно предприятия создают и выпускают новые продукты, завоёвывают рынки, пробуют новые форматы, закупают рекламу. И большинство из них не понимает, насколько всё это нужно покупателям. А ведь живые клиенты — это единственный источник дохода любого бизнеса.
Никто из руководителей компании не должен забывать о том, что бизнес существует лишь до тех пор, пока способен предложить своим клиентам что-то, за что те готовы заплатить. Поэтому в обязательно порядке проведите опросы, организуйте фокус-группы, потратьте бюджет на тест и выясните, чего хотят ваши потенциальные покупатели. И лишь на основе этих данных продолжайте строить бренд своей компании.
Ответьте на вопрос «Кто вы?»
При создании бренда очень важно чётко понять, что собой представляет ваша компания или продукт и откуда вы собираетесь черпать энергию. Для чего вы делаете то, что делаете? Каких целей вы планируете добиться? Опыт, доверие и страсть должны подпитывать ваш успех, который будет постоянно терпеть нападки от компаний-конкурентов.
Как говорится, следуйте своему вдохновению. И этот совет стоит взять во внимание не только отдельным личностям, но и всей вашей компании.
Выберите оригинальный подход
Вы никогда не станете лидером, если будете повторять все действия за другими компаниями. Вам нужно найти свою фишку и стать лидером в своей сфере. Поэтому позаботьтесь о создании нового оригинального предложения.
Лучший способ оценить новое предложение — совместить отклики потребителей с матрицей привлекательности. Нарисуйте две оси: ось «хорошее» и ось «другое» — и посмотрите, как ваша бизнес-концепция соотносится с другими успешными компаниями.
Ось «хорошее» может включать характеристики, которые обычно оценивают потребители: качество продукта, внешний вид, низкая цена, высокая функциональность, простота в использовании, скорость, мощность, стиль и т. д. Большинство товаров соревнуются между собой по этим параметрам. Ось «другое» содержит то, из-за чего продукт можно считать особенным, уникальным. Это могут быть качества, из-за которых потребитель охарактеризует продукт такими словами, как: необычный, нереальный, ужасный, свежий, сумасшедший, непривычный, нестандартный, оригинальный и т. д.
Как и в других видах подобных графиков, лучшее место —
в правом верхнем углу. В нашем случае в этой части совмещены «хорошее» и «другое», это и определяет успешный бренд.
Всегда помните о своих клиентах
Успех вашего бренда целиком и полностью зависит от потребителей. Именно поэтому вам просто необходимо заботиться о своих клиентах.
Само понятие клиентоориентированность означает желание стать удобным для потребителя. И в эпоху интернета и социальных сетей это не так сложно сделать, достаточно лишь уделять внимание своим клиентам. Например, представьте ситуацию, что один из клиентов написал в Твиттере о том, что в заведении слишком громко играет музыка и ему это мешает. В офисе это сразу увидели и позвонили в эту самую пиццерию менеджеру. Менеджер сделал потише, а потом подошел к клиенту и спросил: «Так нормально?». Дальше у клиента случился приступ вау-истерики.
Это и называется клиентоориентированность. Компания показала, что ей не всё равно. Старайтесь и вы во всём, даже в мелочах, помогать потребителю чувствовать себя комфортно. Это поможет заполучить немало лояльных клиентов и укрепит позиции вашего бренда.
По материалам книг «Zag», «Бизнес как игра», «Как все испортить и разорить бизнес».