И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Виталий Бианки
Эта цитата полностью передает мою жажду познаний. Она была у меня всю мою жизнь, сколько я себя помню. Самый простой и быстрый способ познавать мир — читать книги. В них — история, культура, открытия и многовековая мудрость. Книги делают мою жизнь насыщеннее, интереснее, качественнее и осмысленнее. Цель этой статьи — рассказать, как я пришла к скорочтению и зачем оно мне.
Мой способ познания мира
Книги помогают мне общаться с людьми, объясняя о чем и как. Из одних книг я черпаю знания о менеджменте, финансах, копирайтинге. Другие рассказывают про алхимию внутреннего счастья и свободы, помогают достичь состояние потока. Я знакомлюсь с опытом других людей и могу общаться с ними через их книги — через восприятие их мыслей, историй и опыта. Книги — это мой способ познания мира и самой себя.
К изучению скорочтения меня подтолкнуло именно желание узнавать как можно больше нового и интересного.
Стресс, любовь к фантастике и знакомство со скорочтением
Знакомство со скорочтением началось в восьмом класс. Это очень яркое и четкое воспоминание. Мне предстоял переход из школы в престижное учебное заведение в городе Березники — Лицей № 1. Это требовало предельного психологического и умственного напряжения. И именно в восьмом классе я открыла для себя мир фантастики и фэнтези. Школьная и городская детская библиотека стали для меня порталами в другую реальность. Я зачитывалась книгами, которых и близко не было в школьной программе. Пелевин, Стругацкие, Толкиен, Мураками, Хайнлайн, Желязны — за всю жизнь не перечитать! Мне катастрофически не хватало времени, чтобы осваивать и школьную программу и наслаждаться художественной литературой.
Желание сделать время резиновым привело меня к книге по тайм-менеджменту для детей и именно из нее я узнала про скорочтение. На тот момент для меня чем-то похожим с «телепатией» и «путешествиями во времени». Казалось, что это какая-то супер-способность, которую простому смертному человеку, тем более ребенку освоить невероятно тяжело. Когда же я узнала, что главный принцип скорочтения — не читать слово, а воспринимать его целиком, — это показалось мне настолько абсурдным, что я немедленно отнесла всю эту тему в разряд фокусов и мистификаций и благополучно забыла о ней. Любви с первого взгляда не получилось.
Университет и вторая попытка изучить скорочтение
На третьем курсе университета у меня была насыщенная жизнь — лекции, практикумы, лабораторные работы, руководство редколлегией в студсовете, шабашки по электротехнике и начертательной геометрии, поклонники-ухажеры, все бурлит и бьет ключом. Свободное время исчезло и я практически не читала книг не из учебной программы. Поэтому вновь возникла мысль все-таки освоить навык скорочтения.
Полная решимости я отправилась в «Книгу» на Попова в Перми. Выбрала самый большой и дорогой талмуд по скорочтению. В нем был миллион практических заданий, но меня это не отпугнуло, и я начала заниматься каждый день: увеличивала угол зрения, убирала внутреннее проговаривание, концентрировала внимание и применяла алгоритмы усвоения прочитанного.
По собственному опыту могу сказать, в самом начале обучения легко увеличить скорость в 2-3 раза. Первоначальное тестирование показало, что моя скорость в районе 600 знаков в минуту, за три месяца она выросла в три раза.
Система чтения
За 12 лет у меня сформировалась система чтения и обработки информации. Скорочтение — всего лишь одна ее часть. Очень важно избавиться от всех внешних раздражителей — выключить телевизор, отключить телефон и сосредоточиться только на тексте. Далее важно понимать цель, зачем вы читаете книгу или статью. Настроиться на правильную волну помогает вопрос «Для чего я собираюсь прочитать эту книгу? В решении какого вопроса эта информация мне поможет?». В процессе чтения составляйте интеллект-карты. А после того, как чтение завершено, задайте себе вопрос, как вы теперь будете использовать эту информацию в жизни? Сделайте чек-лист с действиями, которые можете реализовать в ближайшие 72 часа.
Помните о главном принципе обучения и познания: Если вы хотите что-либо запомнить, вы должны связать это с чем-то, что уже знаете. В противном случае новая информация не задержится в памяти надолго.
Мне бы искренне хотелось, чтобы такому комплексному подходу к процессу познания мира обучали детей еще в школе.
Новые возможности
И вот что еще важно: скорочтение — когда вы обучаетесь скорочтению, мозг приучается думать, действовать, воспринимать информацию по-другому. Это не просто механическое увеличение скорости чтения, это эффективная работа с текстом, позволяющая качественно усвоить нужную информацию за минимальное время. Процесс обучения чему-то новому ведет к развитию мозга, поэтому скорость чтения растет параллельно с развитием памяти, внимания, креативности и интеллекта в целом.
Например, тренируя угол зрения, вы повышаете вашу способность замечать периферическим зрением все необычные вещи. Это полезно, например, водителям, чтобы лучше контролировать ситуацию на дороге. Или родителям, которым нужно все время держать маленьких детей в поле зрения. Интеллект-карты помогают вам развивать системное видение предмета в целом. А используя бессознательные способы развития скорости чтения (да-да, есть и такие!), вы задействуете скрытые резервы мозга. И так далее.
Мы пытаемся многое успеть и повторяем вслед за Ротшильдом: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Книги дают нам самый простой и доступный способ познания. А поставленная техника чтения помогает сделать этот процесс еще более эффективным.
Скорочтение — это не фантастика
Чтобы быть на ровне с другими нужно читать книги по своей профессиональной теме, по теме саморазвития, хорошую художественную литературу, актуальные новости на деловых интернет-порталах. Чтобы быть впереди многих читать нужно быстро и много.
В книгах — тысячелетняя мудрость. Да, не только в них, но в них ее много. Если люди больше будут читать, они будут становиться умнее, мудрее. Умные поступки всегда красивы, мудрые — всегда добры. Я желаю каждому легкости в процессе познания мира, освоении полезных навыков и успешного внедрения новых знаний в жизнь.