Научиться танцевать бачату, сходить на курсы видеомонтажа, сшить себе юбку, провести курсы по скорочтению, прочитать 100 книг до конца года — если все ваши любимые занятия и хобби не вместит никакой список, то эта статья для вас.
Барбара Шер в книге «Отказываюсь выбирать» описывает несколько уловок для тех, чей ум ненасытен, любознательность не знает пределов, желание исследовать мир бесконечно. Отныне вам не придется выбирать между своими любимыми занятиями, вы сможете найти время на все.
Чтобы воплотить замысел в жизнь (все ваши замыслы!), требуется структура. То есть планирование, составление расписания и необходимость отчитываться. Без структуры мы теряем направление и не знаем, где находимся. Если вы научитесь расставлять приоритеты и выстраивать проекты в определенном порядке, если разовьете чувство начала и окончания работы и если большой красивый календарь будет у вас постоянно перед глазами — растерянность испарится и cделать первый шаг станет легче.
1. Сделайте настенный календарь-постер
Ничто так не лечит «лихорадку времени» и вызванную ею панику, как обычный настенный календарь. Лучше, если он будет достаточно велик, чтобы отражать все, что вы надеетесь сделать в ближайшие несколько лет. Когда на стене перед вами постоянное напоминание о возможностях, ваша паника сама от вас сбежит.
Вы можете его сделать самостоятельно. Возьмите большой лист бумаги (или склейте его из обычных стандартных листов) и разделите маркером на шесть квадратов — по одному на каждый год из последующих шести. Почему шесть? Потому что неплохо знать, что у вас есть свобода маневра и целых шесть лет. Меньший срок будет создавать ощущение тревоги из-за нехватки времени, будто вас торопят. Больший период сложно охватить мысленно. А шесть лет — то, что надо для сканера.
Надпишите год в каждом квадрате, начиная с 2016. Держите под рукой набор ярких широких маркеров — они пригодятся, когда посетят отличные мысли. Теперь встаньте перед календарем и подумайте о каждом проекте, которым вы действительно сильно хотите заняться (не обо всех, а о тех, что придут в голову!). Прикиньте, что можно сделать в ближайшее время, а что подождет. Для каждого проекта выделите маркер своего цвета и нарисуйте полосу на календаре — в том периоде, когда вы рассчитываете это осуществить. Например, яркая алая линия, прочерченная через следующую осень, — ваша поездка в Рим; синяя линия — курс по рисованию, который вы хотите пройти.
Повесьте календарь там, где он всегда будет на виду. Велика вероятность, что вы сразу ощутите удивительное спокойствие, потому что все, что вы любите, запланировано и ждет вас. Вот выдержка из письма сканера после того, как он применил этот инструмент:
«Как только я внес все проекты в календарь и выбрал первые, которыми начну заниматься, я физически почувствовал облегчение — исчез давящий груз и стало проще мыслить. Взбудораженному внутреннему голосу, изводившему меня раньше, я могу теперь сказать: это может подождать, а вот этим я займусь прямо сейчас.»
Вы можете выполнять задуманное последовательно, одно за другим, или поочередно день за днем делать какую-то часть каждого проекта. Нужно всего лишь выловить свои идеи из стратосферы и разместить их в ежедневной жизни рядом с другими обычными делами, такими как завтрак, проверка почты, прогулка с собакой.
2. Сократите список дел наполовину
Заберите детей из школы, но в магазин не заходите. Что будет с едой? В доме есть бананы и хлопья для завтрака. Забудьте про домашнее задание детей, не надо им помогать, пусть в этот раз они помогут вам. Объясните, что у вас отчет, расскажите, для чего он нужен, — и подключите их к процессу, как команду спасателей. Если им больше шести, они вполне могут помочь, да еще подкинут отличные советы. Вы не только сэкономите время, но и улыбнетесь на завтрашней презентации, вспомнив их озабоченные мордашки.
3. Пусть помощи будет больше, чем вам необходимо
Найдите по соседству пенсионера, который водит машину, и платите ему, чтобы он был «дядюшкой» вашей собаки — приходил, когда вам требуется, выручал, когда надо показать собаку ветеринару. А чтобы отвезти сестру к врачу, наймите такси или специальный транспорт.
«Но это лишние и пустые траты. Ветеринар у меня на полпути к работе, да и сестра тоже неподалеку», —скажете вы, потому что уже забыли, как здорово просто ехать на работу, никого не подвозить и никуда не спешить. Вот это и опасно: слишком занятые люди стремятся битком набить каждый день делами. Роскошь жить не надрываясь выветривается у них из памяти. Как и здравый смысл. Чего только они не предпринимают, чтобы жизнь не теряла бешеной скорости, —чуть ли не держат на приколе скорую помощь с заведенным мотором —так, на всякий случай.
4. В первую очередь — время для себя
Этот совет поможет, если вы работаете вне дома. Когда вечером вы возвращаетесь, не кидайтесь заботиться о каждом члене семейства в надежде, что на себя найдете время позже. До этого может и не дойти. Вам надо уединиться со своими делами в первую очередь.
А если вы были так заняты, что еще не придумали себе какого-нибудь проекта? Тогда самое время открыть Дневник сканера и заполнять его страницы, подобно Леонардо да Винчи. Закончите — выходите и снова поприветствуйте семью. Это куда проще, чем кажется.
5. Отбрасывайте все, кроме того, что любите
Существует прекрасный способ сделать множество вещей за то время, которое у вас есть, даже если его очень мало. Делайте только то, что любите больше всего . На это может хватить и нескольких минут. Если у вас и их нет — закройте глаза, соберитесь и тридцать секунд думайте о той части дела, которую любите больше всего. (Вы удивитесь, какими долгими могут быть эти тридцать секунд!) Нужно поддерживать мечту живой и здоровой до момента, когда у вас появится больше времени.
7. Научитесь быстро сортировать все, что приходит в голову, и отметать лишнее
Если слишком много идей одновременно атакуют ваш мозг, трудно решить, за какую хвататься. В результате вы сдаетесь и не делаете ничего. Для сканера это самый большой фактор риска. Простое правило: научитесь сортировать идеи, как только они приходят в голову: «Срочно. Позже. Когда-нибудь. Вообще невозможно. С этим понадобится помощь. Об этом вообще забудь.» Оставайтесь в фокусе и раскидайте все по правильным местам.
8. Носите с собой повсюду карманную «колоду мечты»
Держите этот незамысловатый инструмент в кармане, чтобы отлавливать мысли и идеи на ходу. Лучшие мысли чаще всего посещают нас, когда мы чем-то заняты. Заведите пачку индексных карточек, перехваченных обычной резинкой, засуньте между ними ручку. Так, где бы вы ни были, вы сможете записать любую промелькнувшую идею. Подумайте, не добавить ли одну яркую, цветную карточку, чтобы записывать успехи — моменты, когда вам удалось справиться с тревогой, улучшить настроение и порадоваться.
Можно усовершенствовать способ: возьмите не обычные карточки, а специальные, которые легко вставляются во вращающуюся картотеку (используйте ее только для «колоды мечты»). Просто разложите их там по алфавиту, придя домой. Ваши идеи всегда будут под рукой и перед глазами, когда выдастся время вплотную заняться одной из них. Неплохая мысль, правда?
По материалам книги «Отказываюсь выбирать».
Обложка поста — coolwallpapers.org.
P.S.: Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.