Знаете, есть одно слово, которое нужно вычеркнуть из всех Словарей Успеха. И это слово: талант. Это очень вредное слово, потому что многие люди оправдывают свое бездействие и лень. Укладываясь перед телевизором, они говорят:«У меня нет никаких талантов, поэтому выдающийся успех мне не светит».
— Как воспитать гения —
Вот вам история одного педагогического эксперимента. Венгерский педагог по имени Ласло Полгар долгое время изучал детство гениальных людей. В частности, он изучал детство Вольфганга Моцарта, которого традиционно приводят в пример, когда говорят о детях-вундеркиндах. Ласло изучил биографию Моцарта вдоль и поперек и пришел к выводу, что гений Моцарта был…результатом воспитания. Отец Моцарта Леопольд сам был скрипачом, и он занимался с маленьким Вольфгангом сутки напролет. Моцарт учился игре на скрипке, клавесине, он изучал пение, теорию музыки и сочинение произведений. Уже в четыре года он самостоятельно играл на фортепиано большие фрагменты, а в пять лет сочинил первый концерт для клавесина. Ласло Полгар несколько лет изучал биографии великих и, как он говорит в книге «Как вырастить гения» (Bring up Genius!), был абсолютно уверен, что при правильном воспитании можно любого ребенка превратить в вундеркинда. Итак, Ласло решил провести «эксперимент» в собственной семье. В 1969 году у него и его жены Клары рождается дочь Сьюзан. Пока Ласло думал, в какой области из Сьюзан можно воспитать гения, маленькая девочка случайно находит в шкафу шахматы отца…И это решает ее судьбу. Ласло и сам очень любил играть в шахматы, а тут он решил воспитать шахматного гения. Он занимался со Сьюзан по восемь-десять часов каждый день. Позже она стала гроссмейстером и достигла второй строчки женского рейтинга. В ноябре 1974 у четы Полгар родилась София, которая тоже превратилась в успешную шахматистку. Но всех превзошла Юдит, которая родилась в 1976 году. К этому времени Ласло уже, можно сказать, поставил производство гениев на конвейер. Юдит стала самой известной шахматисткой в мире и первой женщиной в десятке мирового рейтинга.
Однажды ее спросили: — Могли бы вы стать настолько хороши в чем-то еще, кроме шахмат? Математика? — Если бы я потратила на это столько же времени, сколько на шахматы, возможно, я была бы великолепна почти во всем.
— В сотый раз о правиле 10 000 часов —
В очередной раз сошлюсь на книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», в которой рассказывается о том, что выдающийся успех — это не что иное, как 10 000 часов, которые человек тратит на практику в любом деле. «Чем внимательнее психологи изучают карьеры одаренных личностей, тем понятнее становится, что меньшую роль в успехе играет природный талант, а основную — подготовка», — пишет Гладуэлл. …А теперь вспомните-ка такого парня, как Андре Агасси. Уже в 16 лет он вошел в число ста лучших теннисистов мира. В 19 лет заработал больше двух миллионов долларов и стал третьим в рейтинге Ассоциации теннисистов-профессионалов. За свою игровую карьеру выиграл 60 индивидуальных турниров и восемь турниров Большого Шлема. Когда я смотрю, как играет Агасси, мне хочется спросить у него: «Эй, мужик, как тебе это удается? Тебя что, поцеловал какой-то теннисный Бог? Или ты родился с теннисной ракеткой в руке? А может, в детстве в твоей коляске был подвешан теннисный мячик? Звучит немного бредово, да? Но вот что пишет в книге «Без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен: «Отец теннисиста Андре Агасси был боксером и представлял Иран на Олимпийских играх. Позднее он переехал в США и работал сторожем на теннисном корте в одном из отелей Лас-Вегаса. Все свободное время Майк Агасси посвящал теннисным тренировкам своих детей. Трое старших тренировались каждый день с теннисной пушкой, которую их отец усовершенствовал, увеличив скорость подачи мячей. Когда в 1970 году родился младший, Андре, Майк уже отшлифовал свои методы тренировки. Он подвесил теннисный мячик над кроваткой сына, чтобы развить зрительно-моторную координацию. Как только Андре научился ходить, он привязал теннисную ракетку к его руке. Когда мальчику исполнилось два года, он научился подаче навылет уже на большом теннисном корте». Вот вам и ответ. Еще Эрик пишет о Тайгере Вудсе, который попал — нет, его в буквально смысле принесли — в гольф-клуб еще до года. А Дэвид Бекхэм в детстве проводил сутками напролет в парке в Ист-Лондон, где часами тренировался забивать голы с определенной точки. Отец Дэвида говорил, что он практически жил в этом парке. В 14 лет Дэвиду подписал контракт с «Манчестер Юнайтед». Сам Бекхэм позже сказал в интервью: «Мой главный секрет — постоянные тренировки. Я всегда был убежден: если хочешь достичь в жизни каких-либо результатов, должен тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться». В конце своих размышлений Эрик Ларссен совершенно правильно заключает: «Талант — это слово, которого не должно быть». Я думаю, эту фразу надо написать на дверях всех школ и образовательных учреждений. Правило 10 000 часов действует в любой сфере. В прошлом посте я рассказывала о писателе Рэе Брэдберри, который ежедневно, начиная с двенадцати лет, писал как минимум тысячу слов в день. Прошло 8 лет, прежде чем Рэй создал «что-то стоящее». За это время он успел написать три миллиона слов.
— Предположим, он все-таки существует —
Есть ли какая-то предрасположенность у разных людей к особым занятиям? Я думаю, но на старте она дает минимальные преимущества. Как в той известной фразе: «Успех — это 1% таланта и 99% труда». Чтобы было нагляднее, представьте себе скидку в 1%. Это много или мало? Однажды я была свидетелем разговора человека с духовным учителем. Человек сказал:«Я бы хотел стать профессиональным музыкантом. Я обожаю музыку, но у меня совершенно нет к этому таланта. А вот у моего соседа, который выступает со своей музыкальной группой на лучших площадках страны, к этому есть явный ДАР!». Учитель слушал это, а потом спросил: «Дар? А кто ему его поДАРил?». Я уверена, что Вселенная не делает подарков. Она дает тебе право выбирать и создавать то, что ты хочешь. Так что… Талант — это 10 000 часов, которые ты вложил в любое дело. Талант — это выбор практиковать свои навыки, в то время, как другие развлекаются. Талант — это умение каждый день бить в одну точку. Талант — это способность верить в свои усилия. Талант — это железная дисциплина. Талант — это выбор быть талантливым. Да, у большинства из нас не было таких родителей, как у Агасси, Моцарта или Полгар, но это совершенно неважно. Вы сами можете «вырастить» свой гений из чего угодно. Знаете, у меня тоже нет никаких талантов. Я не умею делать нормально практически ничего и вряд ли могу назвать себя профессионалом в какой-то области. Я просто люблю с интересом заглядывать в мир как в шкатулку с бабушкиными бусами, а потом писать об этом. Каждый день. Вот и вся магия. Ну и напоследок цитата от Джона Леннона: «Талант — это способность верить в успех. Полный бред, когда говорят, что я вдруг открыл в себе дарование. Я просто много работал».
Друзья, хочу подчеркнуть, что суть поста в том, что трудолюбие гораздо важнее, чем бесконечные и часто безуспешные поиски талантов. Просьба не переносить акцент на “эксперименты” над детьми. Пост не об этом.
Хотя вопрос о том, как себя чувствуют дети, которых воспитывают вундеркиндами, действительно, интересный. Но давайте поговорим об этом как-нибудь в следующий раз. Добра всем!
upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней — еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой — новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.