Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как разгрузить мозг. Составляем TASK-перечень правильно
3 июля 2015 14 787 просмотров

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Вы стоите в душе, только что нанесли на волосы шампунь и вдруг вспоминаете, что забыли позвонить своей сестре по поводу дня рождения мамы. Почему эта мысль пришла вам на ум именно сейчас? Почему не подумали раньше, когда телефон был под рукой? К тому времени, когда вы обсохнете и оденетесь, вашу голову посетят еще полдюжины разных мыслей и сотрут из памяти мысль о звонке. А вернувшись домой частенько расстроитесь, потому что забыли купить молоко. Почему ваш мозг не напомнил вам о молоке, когда вы находились в молочном отделе и брали с полки йогурт?!

Знаете, почему так происходит? Ваш мозг не годится на роль перечня дел. А ваш список задач может затруднять работу, а вовсе не помогать в ее выполнении. Карсон Тейт в книге «Работай легко» рассказывает про четырех-этапную систему составления списков.

Генеральный список задач

Каждый из нас пытается удержать в уме бесконечные перечни первооочередных дел, тем самым перегружая свою память. Что можно сделать в такой ситуации? Как улучшить функционирование мозга и повысить продуктивность, чтобы перестать чувствовать себя настолько перегруженным? Решение проблемы начинается с пересмотра вашего списка дел. Создайте свой генеральный TASK-перечень. Перечень создается в 4 этапа:

  1. Think (думать),
  2. Act (действовать),
  3. Sort (сортировать),
  4. Keep (хранить).

Цель в данном случае двойная. Во-первых, перестать использовать свой мозг в качестве хранилища информации и уведомителя о ней. И во-вторых, обзавестись инструментом, который позволит вам быстро просматривать то, что необходимо сделать, и выполнять нужную работу.

«Основная задача мозга — придумывать идеи, а не припоминать их». Дэвид Аллен

Этап №1: Think — разберемся со своими мыслями

Вам необходимо очистить «кеш» своей памяти. Подумайте обо всех своих личных и профессиональных задачах. Представьте, как берете и переворачиваете свой мозг вверх дном и вытряхиваете все его содержимое на бумагу, белую доску или в компьютерную программу — в общем-то неважно, на что именно. Цель — вытащить из своей головы все задачи и идеи и перенести их в материальный мир.

Взрыв мозга

Без периодической разгрузки «взрыв мозга» обеспечен. Источник

Не беспокойтесь о порядке, в котором они будут выстраиваться. Личные задачи, профессиональные, общественные, неформальные, краткосрочные, долгосрочные — валите все в кучу в той последовательности, в которой они приходят вам на ум. Примерный перечень дел, который должен послужить «спусковым крючком» процесса разгрузки вашего мозга и помочь извлечь все, что может прятаться в уголках вашей памяти.

  • Проекты (незавершенные и которые необходимо запустить)
  • Обязательства/обещания, данные другим людям (коллегам, клиентам, знакомым, второй половинке, детям, родителям, друзьям)
  • Здоровье, спорт
  • Встречи, которые необходимо организовать и/или о которых следует попросить.
  • Поручения, которые необходимо выполнить.
  • Домашние дела (ремонт, покупка, счета)
  • Книги, которые хотите прочитать
  • Административные вопросы (почта, социальные сети)
  • Делегированные задания
  • Исследования
  • Предстоящие личные события (особые даты, дни рождения, праздники, отпуск, культурные мероприятия)

Практически невозможно расставлять приоритеты, составлять планы и успешно их выполнять, когда все свои задачи вы держите в голове. Выпустите их во внешний мир — освободите свой мозг, чтобы он мог заниматься тем, что у него получается лучше всего, — продуктивной работой. Это может занять от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому сделайте это занятие приятным: налейте себе чашку вкусного чая, включите любимую музыку, используйте любимые блокнот и ручку.

в кафе

Составлять свой генеральный перечень задач можно в любимом кафе. Источник

По завершении разгрузки мозга вы заметите, что шум в голове начал стихать. Однако то, что вы доверили бумаге или занесли в компьютер, находится в формате, совершенно непригодном для применения на практике. На самом деле то, что у вас сейчас есть, — всего лишь огромное неупорядоченное месиво. Его предстоит привести в вид, удобный для использования в целях повышения вашей продуктивности.

Этап №2: Act — фиксация действий

Ваша цель — превратить каждый пункт перечня, составленного по итогам разгрузки мозга, в конкретное действие или череду конкретных действий. Иными словами, сделать так, чтобы вам не приходилось думать, какие именно шаги следует предпринять далее. Необходимо, чтобы вы могли сразу же приступить к решению задачи.

Подсказка. Все практические шаги, как правило, начинаются с глагола действия: «завершить», «позвонить», «купить», «изучить», «выяснить», «проверить», «поговорить», «утвердить», «установить» и т.д.. По возможности постарайтесь ограничиться тремя или четырьмя конкретными действиями по каждому проекту.

На эту процедуру у вас может уйти от 30 минут до трех и более часов — в зависимости от количества пунктов в вашем перечне.

Этап № 3: Sort — сортируем и структурируем

Посмотрите на составленный вами список конкретных действий и подумайте, как их лучше сгруппировать. Существует множество способов сортировки задач:

  • по инструментам или ресурсам, необходимым для выполнения конкретного пункта (телефон, электронная почта, Excel и т.д.);
  • по людям (тот или иной коллега, помощник, супруг/супруга);
  • по местоположению, в котором вы должны находиться, чтобы выполнить задачу (ваш офис, офис клиента, ваш дом, автомобиль, самолет);
  • по проектам;
  • по крайнему сроку;
  • по уровню энергии, которым вы должны обладать, чтобы эффективно выполнить работу (высокий, средний, низкий);
  • по времени, необходимому для решения задачи (5 минут, 15 минут, один час).

Можно выбрать 10 основных категорий, например: «Звонки», «Электронная почта», «Самолет», «Проекты», «Поручения», «15 минут», «Цели» и «Дом», «В ожидании» и «Может быть когда-нибудь». Список «Может быть когда-нибудь» можно дать волю мечтам и составлять его для вдохновения.

Этап №4: Keep — сохраняем все в одном месте

Для начала вы должны решить, какой именно тип материального носителя — ящик, стену, блокнот или электронную программу вы будете использовать для хранения вашего TASK-перечня. Очень важно, чтобы этот список был у вас один-единственный. Все, что вам необходимо сделать, должно находиться в зоне прямой видимости. Это позволит охватить его одним взглядом и принять выверенное решение относительно дальнейших действий. Наличие нескольких списков только помешает достижению целей, будет вносить хаос, вызывать стресс и отнимать у вас время.

После того, как вы проделаете эти действия со всеми своими задачами, вы разгрузите свой мозг и сможете заняться более интересными задачами —  генерированием интересных идей и их реализацией, не боясь ничего упустить.

По материалам книги Карсон Тейт «Работай легко».

P.S.: О том, что еще можно включить в свой генеральный перечень — 10 творческих списков, которые изменят вашу жизнь.

Фото обложки поста — flickr.com.

Похожие статьи