Швейцарский психолог Эдуард Клепаред еще в 1911 году провел эксперимент, который стал классическим.
Однажды ученый, пойдя к своей постоянной пациентке, когда-то утратившей кратковременную память, поздоровался с ней за руку, как у них было заведено. Но в тот день у него в руке была иголка, которой он ее уколол.
Уже через несколько минут сорокасемилетняя женщина забылаоб этом, однако после того дня уже никогда не здоровалась за руку. Она не знала почему. Болезненный опыт, связанный с образом доктора, протягивающего ей руку, напоминал ей, что здороваться за руку не стоит. У нее сразу возникало плохое предчувствие.
Здоровый человек вряд ли смог объяснить свои чувства, но все бы вспомнил через долю секунды.
Логическое мышление было не в состоянии помочь пациентке решить: жать или не жать руку доктору. Но где-то в глубине ее мозга неприятные опыт и чувства отложились в виде нужной пометы. Почувствовав боль, она, возможно, отдернула ладонь. Чувства, возникшие после эмоциональной реакции отдергивания руки, были неприятными и сильными — потрясение, удивление и страх. У нее участились сердцебиение и дыхание. Может быть, она даже покраснела или вскрикнула. И хотя она не помнила этого события и своих чувств, помета все равно появилась, и благодаря ей пациентка уже никогда не здоровалась за руку.
Клапаред сделал важное открытие: человек в состоянии обучаться, не подключая ни разум, ни память. Особенно ярко это правило проявляется в экстремальных ситуациях. Когда мы находимся на грани между жизнью и смертью, мозг автоматически начинает работать эффективнее, подключая скрытые резервы.
По материалам книги «Остаться в живых».