в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Интересное
Как привлечь внимание слушателей?
25 сентября 2013 14 219 просмотров
Интересное
Как привлечь внимание слушателей?
25 сентября 2013 14 219 просмотров

Юлия Баяндина
Юлия Баяндина

В нашей жизни переизбыток вещей, занимающих все наше время и внимание. А внимание — довольно ценный ресурс, особенно когда речь идет об обучении или выступлении. Джули Дирксен, автор книги «Искусство обучать», дает простой совет: «Чтобы завладеть вниманием слушателя научитесь… говорить со слоном».

Слон и погонщик — это две составляющие нашего «я»: с одной стороны, это сознание, логика и мышление, а с другой — непроизвольные реакции, эмоции и интуиция.

Погонщик — рациональная сторона личности. Он говорит разные умные вещи, которые пойдут нам на пользу.

Слон — это спонтанные желания, рискованные действия и следование интуиции. Это та часть нас, которую привлекает все новое, приятное, удобное или знакомое.


Погонщик держит желания слона в узде. Это полезное достижение эволюции позволяет планировать и жертвовать сиюминутными желаниями в пользу будущих целей. Но не стоит переоценивать эту способность: когда между слоном и погонщиком возникает серьезный конфликт, обычно побеждает первый.

У слушателей есть свои слон и погонщик:

Важно понимать, если слон не участвует в процессе, то слушателю приходится тратить много усилий, чтобы следить за происходящим. Тащить слона туда, куда он не хочет, — изнурительное занятие с когнитивной точки зрения. Требуется приложить немалую силу воли, а она имеет обыкновение быстро заканчиваться.

Был проведен ряд исследований, в ходе которых обнаружилось, что самоконтроль — исчерпаемый ресурс (Gailliot, 2007, Vohs, 2007). Если слушателям приходится заставлять себя быть внимательными, то надолго их не хватит.


Чтобы облегчить участь погонщика и помочь слушателям — заинтересуйте слона:

  • Расскажите ему историю — они особенно хорошо откладываются в памяти. Искусно рассказанная история может запомниться на долгие годы, даже если мы услышали ее всего один раз. Слон всегда рад какой-нибудь новенькой истории.
  • Покажите слушателям результаты до и после — учащимся необходимо знать, какими они станут, если овладеют данными навыками. Что они смогут делать из того, что не умеют сейчас?
  • Создайте ощущение срочности — дайте слушателям решить какую-либо задачу, ограничив их во времени или ресурсах (15 минут вместо 20).
  • Интересные дилеммы — предложите слушателям задачи, которые предполагают непростой выбор. Главное — не использовать заведомо правильный и неверный варианты ответов. Лучше предложите два плохих вариант или два хороших.
  • Попытайтесь заинтриговать слушателей — предложите разгадать тайну или решить головоломку.
  • Покажите что-нибудь занятное — избегайте громоздких вступлений и используйте визуальные средства, действие и диалог.
  • Скажите ему, что всем остальным слонам это нравится — мы становимся внимательнее, если в процессе участвуют другие люди.
  • Воспользуйтесь привычками слона.
  • Соревнование и внешние награды, могут не только заинтересовать слушателей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения и негативно отразиться на внутренней мотивации. Лучше избегать этих методов или использовать их с осторожностью.

И главное, помните: привлечение внимания — не то же самое, что его удержание. Убедитесь, что ваше средство привлечения внимания имеет прямое отношение к изучаемому материалу, в противном случае оно будет отвлекать слушателей и навредит обучению.

По материалам книги Джули Дирксен.

Книга есть на Озоне и в Лабиринте.

Рубрика
Интересное

Похожие статьи