Этот вопрос я бы отнесла к распространенной логической ошибке — ложной дилемме, потому что палитра ответов на него шире, чем «чаще то» или «чаще это». Слишком много «зависит от…». Например, представляет ли бумажное издание художественную ценность? Предстоит ли активно работать с книгой? Насколько качественно сделана электронная версия? Куда поставить очередной книжный шкаф? Иногда у читателя нет выбора: некоторые библиографические редкости не оцифрованы, а другие, напротив, доступны только в отсканированном виде или вообще в формате диафильма. В конце концов, есть еще аудиокниги и мультимедийные книги. Так что если человек на подобный вопрос отвечает быстро и однозначно, то это подозрительно.
Некоторые люди говорят, что у них сильно различается восприятие текста в зависимости от носителя (по скорости, усваиваемости информации), но это не мой случай. Я всеядна в плане носителей. Думаю, в большинстве случаев — дело опыта и привычки. Мои коллеги-редакторы не могут читать электронные книги, потому что много лет работают с бумагой и смотрят на книгу профессиональным взглядом: гармонично ли в этой верстке сочетаются шрифты, поля и содержание? Потом они открывают электронную версию (не PDF), а там висячие строки, коридоры из пробелов, пять переносов подряд — страшный сон! Но иногда читают — приходится (особенно когда хотят прочесть книгу до ее прихода из типографии).
Электронных книг я читаю больше (планировала сначала так и ответить на вопрос, какие книги книги читают чаще — бумажные и электронные, но получилось две страницы). Когда я вижу бумажную книгу, и в игру вступают эмоции и рефлексы, я напоминаю себе: «Надя, если ты действительно хочешь прочитать эту книгу, купи электронную». По моей статистике, из последних ста прочитанных книг всего двенадцать были бумажными. Если электронной книги нет, то раньше я покупала бумажную, а теперь заношу в список книг для покупки, и книги еще проходят испытание временем.
Почему такая большая разница в пользу электронных книг? Честно говоря, я сама удивилась, когда подсчитала. Во-первых, наверное, должность — редактор электронных книг — обязывает. Во-вторых, электронные книги всегда под рукой, их можно открыть и читать в любом месте при любой свободной минуте (в час пик в метро или в очереди в магазине), поэтому книги прочитываются быстрее. Я встречала исследования, что люди читают электронные тексты медленнее бумажных, но эти исследования не учитывают фактор, что человек может выкроить суммарно разное время на чтение электронки и бумаги.
У меня есть версия, что электронные книги в моем случае читаются быстрее в том числе из-за ширины экрана мобильного телефона. Размер строки как раз тот, который охватывает периферическое зрение, т.е. взгляд скользит по странице строго вертикально.
По умолчанию я читаю в формате ePub в iBooks на телефоне — это сочетание наиболее корректно и полно в плане форматирования отображает книгу. И главное: можно делать закладки/заметки и, о чудо, их все разом экспортировать и отправить себе на почту. В домобильную эпоху я делала в бумажных книгах карандашные пометки на полях, а потом проходила по книге с ластиком и перепечатывала в компьютер. Занимало ужасное количество времени.
Проблемы есть. Многие книги, которые я покупаю, сделаны грязновато (вылезают лишние дефисы, пробелы, съезжают ударения, появляются нечитаемые знаки — электронным книгам тоже нужен корректор). И мало того, что неприятно читать (особенно когда книга хорошая, а к ней так неуважительно отнеслись), у меня взгляд на такие вещи заточен, и я спотыкаюсь на чтении.
Еще есть малюсенький рынок книг-приложений для планшетов: когда красиво сверстано, проиллюстрировано, есть справочные материалы и интерактивные элементы; при этом сохраняется функционал цитат и заметок. Получается своеобразный аналог полиграфических шедевров. Но это дорого в производстве и мультимедийные книги «не зашли» ни у нас, ни на западе.
Для некоторых людей бумажное оформление — это дополнительная мотивация и вдохновение, чтобы читать. Тоже не мой случай, если есть время на чтение — уже награда. Поэтому меня удивляет пропаганда чтения, социальная реклама чтения, это какое-то эхо школьных лет и списка литературы на каникулы. Как будто люди до сих пор считают, что, читая, они делают одолжение другим — учителям, родителям. Не бывает же социальной рекламы про то, что нужно слушать музыку.
Бумага. Я проанализировала, что может меня побудить купить бумагу: возможность выбора, уникальность издания, научная литература, эстетика.
Многие предпочитают бумажные книги, потому что любят выбирать: приходить в книжный магазин и выбирать. Я не люблю сетевые книжные магазины — я знаю, что там продают, выбирать неинтересно: классика, модные книги топовых издательств. Еще не могу простить сетевым книжным отсутствие местных издательств. У меня есть традиция: приезжая в какой-нибудь российский город, я покупаю краеведческую книгу, не туристическую книжку с картинками, а что-нибудь написанное с любовью местным историком. Так вот, в сетевых магазинах таких книг практически нет, а несетевые не выживают.
«Авторские» магазинчики уже привлекательнее, хотя зачастую в них тоже все известно — модные книги определенных издательств. Поэтому люблю ходить на книжные ярмарки и искать там небольшие издательства. Обычно книги презентует директор или главный редактор — можно и поговорить. Некоторые крупные издательства на выставках не работают сами, а выставляют посредника — сетевой магазин и его продавцов. Это разочаровывает: где интимность и контакт с читателем? Зачем им выставка? (Кстати, на стенде МИФ последние несколько лет работают сотрудники, причем из всех отделов: редакторы, разработчики, маркетологи, управляющие). В общем, с книжных ярмарок я уезжаю с пакетами книг. Спасибо издательствам, которые не принимают к оплате карты, меня хоть что-то останавливает.
Еще люблю букинистические магазины. Этим летом в отпуске в Баку свернули в переулок, а там подъезд, в котором стены заставлены книгами. И чтобы вытащить книгу из нижнего ряда, нужно чтобы два человека поддерживали стену. Уехала с комментированным сборником сатирической иранской поэзии, а также с ощущением добычи, удачи, уникальности и опытом восточного торга.
Напоследок несколько категорий книг, где бумага у меня побеждает (помимо очевидных детских книг и альбомов по искусству). Во-первых, это научные издания. Их просто редко продают в электронном виде (а если такие книги делать в epub, их нужно внимательно проверять — у нас на рынке такой культуры нет). И в научных книгах важен аппарат издания и пронумерованные страницы для точности ссылок.
Во-вторых, уважаю издательства, которые не наряжают свои книги как новогоднюю елку, лишь бы зацепило читателя, лишь бы не прошел мимо, а которые держат планку по верстке и оформлению. Уважаю и поддерживаю покупкой книг.
- Почитать еще. «Бумажные или электронные книги? Выбирают МИФовцы»