Разрабатывая новую идею, люди часто повторяют одни и те же ошибки. Итак, вот шесть основных способов загубить дело на корню.
1. Искать добра от добра
Вспомните момент, когда в личной жизни вы попробовали вести себя не так, как обычно. Было легко? В сфере инноваций — те же проблемы. Мы по уши в привычках, мы едем по накатанной дороге, действуем по установленному образцу. Годами читаем одни и те же журналы, ездим на одной и той же машине, пользуемся одной и той же страховкой. Единственное, что может заставить нас измениться, — появление нового, удобного и заманчивого предложения, которое отвечает нашим потребностям. Поэтому, если сейчас дела у вашей компании идут хорошо, вряд ли сотрудники захотят что-то менять. Мы уже знаем, что изобретения порождаются нуждой. Не пытайтесь убедить других, что инновация нужна, если нет реальной деловой потребности, — вас не услышат.
2. Назначить одного ответственного за все
Раз есть инновация, должен быть тот, с кого будут спрашивать. Чаще всего дело поручают самому прогрессивному сотруднику. Казалось бы, хорошая идея, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что прогрессивный сотрудник — типичный одинокий волк. А изобретать и внедрять инновацию — совершенно разные вещи. Можно сколько угодно изобретать в одиночестве, но для внедрения нужны инженеры, руководители производства, ИТ-специалисты, бухгалтеры-ревизоры, маркетологи, технический персонал и продавцы — чтобы разработать, произвести и вывести на рынок продукт или услугу. Когда вы назначаете кого-то главным, есть риск, что все остальные и не подумают брать на себя долю ответственности, что они расслабятся и будут ждать, когда им предоставят результат на тарелочке с голубой каемочкой.
3. Влюбиться в свою идею
В инновации важно не только генерировать идеи, но и отбирать верные. Распространенный символ новой концепции — ярко горящая лампочка. Вас осеняет идея, и вы влюбляетесь в нее. Это замечательное чувство. Но любовь, к сожалению, слепа. Психологический феномен, известный как избирательное восприятие, гласит: вы видите лишь положительные стороны вашей идеи и слышите лишь тех людей, которые ее поддерживают. Что происходит, когда вы излагаете кому-то вашу концепцию? Часто первые отзывы начинаются со слов: «Да, но…». Люди из вашей команды будут критиковать вашу идею, как только услышат ее. Ведь это ваша идея, а не их, и они видят ее иначе.
4. Поставить все на одного
Из семи концепций нового продукта до стадии разработки доживают примерно четыре, в производство идут максимум две, и только одна из них завоевывает успех. Похоже на результат экспедиции Магеллана, не правда ли? 20 сентября 1519 года пять кораблей — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» — покинули берега Испании. Три года спустя лишь один корабль, «Виктория», вернулся в родную гавань, завершив первое в истории кругосветное плавание. Пряности, которые везла «Виктория», были настолько ценными, что их стоимость покрыла все расходы экспедиции и еще кое-что осталось. Никогда не ставьте все на один корабль — есть большая вероятность, что он не вернется.
5. Начать с брейншторминга
Когда возникает потребность в новой идее, люди обычно начинают с того, что проводят брейншторминг, или мозговой штурм. Увы, часто он не приносит выдающихся результатов. Поэтому во многих компаниях фраза «брейншторминг» воспринимается сотрудниками скорее негативно. Дело в том, что для штурма собирается одна и та же группа сотрудников, которая проводит заседание без какой-либо подготовки.
Можно подумать, что проблема — в их неспособности генерировать новые идеи. Но это не так. Проблема — в их неспособности отпустить старые. Я очень люблю высказывание американского бизнесмена Ди Хока: «Проблема не в том, как вырастить в голове новые, прогрессивные концепции, а в том, как выгнать оттуда старые. Сознание любого из нас — это помещение, заставленное старой мебелью. Расчистите уголок в своем сознании, и творчество моментально заполнит его. Как только вы выгоните старые идеи, новые займут их место!».
6. Игнорировать нужды потребителей
Начиная дело, где применяются новые идеи или технологии, мы чувствуем энергию и вдохновение. Плюс ко всему это очень занимательно. Эффективность инновации подтверждена тогда, когда новые идеи преобразовываются в простые решения для потребителей. Встреча с потенциальным клиентом с целью выявить барьеры в пользовательском сценарии — один из самых эффективных приемов, используемых при разработке идеи нового продукта. Это подтверждают Роберт Купер и Скотт Эджетт в своем исследовании методик генерирования идей. Не гонитесь за тем, чего хотят клиенты: они сами не всегда способны сформулировать свои потребности. Сначала изучите их потенциальные проблемы. Вы быстро поймете: если заниматься инновацией, пренебрегая нуждами потребителей, процесс зайдет в тупик.
По материалам книги «Запускаем инновации»