В августе 2002 года я закончил свою первую книгу – «Маркетинг на 100%». И сейчас, пять лет спустя, коллеги по издательству попросили меня написать о некоторых малоизвестных фактах ее создания.
Но сначала позвольте мне маленькое лирическое вступление.
Говорят, что хорошая книга может изменить жизнь человека.
Если судить по этому критерию, то книга получилась хорошая.
Жизнь моя изменилась – и еще как!
Во-первых, меня обозвали «гуру маркетинга» (вот как это произошло – я тогда работал в Австрии, наверное, в издательстве «Питер» подумали, что я не вернусь, а это в наших традициях «клеймить» тех, кто уехал заграницу. Поверьте, что я это не я сам себя назвал «гуру» в аннотации к книге!).
Во-вторых, буквально через полгода меня попросили приехать в Москву и прочитать мой первый мастер-класс. Теперь я с удовольствием провожу их практически каждый месяц (следите за анонсами РШУ)
В-третьих, уже через год книга стала экономическим бестселлером (в России экономическим бестселлером имеет право называться книга, которую напечатали тиражом 15 000 экземпляров) и была выдвинута на конкурс «Книга года» в номинации «Деловая книга» (мне говорили, что все члены жюри проголосовали за нее, но «сверху» сказали, что несерьезно, что такая «несерьезная» книга станет «Книгой года» – и я «переполз» на второе место). А я научился делать книги бестселлерами (вторым бестселлером стала наша с Горкиной и Мамонтовым книга «PR на 100%») – этот навык пригодился при запуске первых книг издательства.
В-четвертых, я в процессе ее написания и редактирования я познакомился с очень многими интересными людьми (Михаил Иванов, Михаил Фербер, Полина Петруша, Сергей Хромов-Борисов… к чему привело знакомство с Михаилами вы, наверное, догадались).
В-пятых, я, перечитав книгу еще раз, подумал – знаю я много, делаю в штаб-квартире мало – и, взвесив все за и против, вернулся из спокойной Вены в суматошую Москву на «полевые» работы.
Да, неизвестные факты.
Позвольте рассказать о трех.
Интересно, наверное, во-первых, как я писал книгу.
Я старался писать каждый вечер, когда я был дома (напомню, работал я тогда в Вене – и по работе приходилось часто летать в командировки).
Процедура была простой: я садился, ставил диск Челентано (60 минут), слушал его два раза, выпивал полбутылки красного вина, и писал под музыку и вино – минимум одну главу).
Книгу я писал, в шуточном состязании со своей супругой – мы ждали второго ребенка и поспорили – кто быстрее – я напишу книгу или она родит. Я проиграл – мне не хватило двух недель, и если бы не теща, прилетевшая нам на помощь, книга могла бы появиться с большим запозданием.
Я и сейчас рекомендую такой best casino bonuses подход нашим авторам – алгоголь музыка какой-то крайний срок. Один из наших авторов потом благодарил меня за алкогольный совет – книга ударно пошла у него под коньяк. Второй написал книгу к своему дню рождения, третий – ко дню рождения своей супруги.
Во-вторых, название. Книгу я назвал, следуя советам Карнеги и Маккея. Необычное название и подзаголовок, начинающийся со слова «как». Тестовые испытания показали, что название никому не понравилось. Но я настоял на своем (и убедил издательство) и… сейчас два издательства деловой литературы выпускают – каждый свою – серию книг «…на 100%».
И сейчас название каждой из книг нашего издательства отбирается намного тщательнее, чем зерна кофе, который вы, возможно, помните из телевизионной рекламы. И до недавнего времени мое слово в выборе названия было решающим. Как я говорил, так и было (теперь вы знаете, кого винить за названия, которые вам не нравятся).
И, в-третьих, обложка. Когда я первый раз увидел макет обложки, который мне предложили, у меня был шок! Словами это описать невозможно, но «рожа» (именно рожа!) менеджера, взятая из невесть какого набора картинок, была невероятно отталкивающей. Реакция моя была простой – я заявил издательству: «Или я, или эта картинка». Победил я. И хотя картинка и первого, и второго издания мне не нравятся до сих пор – в этом издательстве, как и в других, к мнению авторов не прислушиваются (а мы это делаем – причиной тому печальный опыт мой и Михаилов).
Пора закругляться (если представить, что мы на юбилее, и у меня было слово, то я, наверное, уже порядком надоел ?)
Два года назад один их моих оппонентов, наехал на меня – мол, через пять лет, мою книгу никто и не вспомнит. На прошлой неделе издательство «Питер» попросило меня еще раз продлить контракт на книгу «Маркетинг на 100%» (они издали ее тиражом 36 000 экземпляров – и по их словам книга пользуется устойчивым спросом).
Я думаю, что книга еще будет издаваться, когда нашей дочке исполнится 12 лет.
Именно в этом возрасте ее прочитал наш сын – и сказал: «Я понял, кем я хочу быть. Я буду менеджером по маркетингу». И недавно он поступил на факультет маркетинга.
А когда книга меняет жизнь двух людей, то это точно хорошая книга.
100%.