От древней культуры сказительства до сторис в соцсетях. От многотомных эпопей до случайного разговора в метро. Истории развлекают, вдохновляют и вовлекают нас. Слушая истории, мы переживаем чужой опыт, примеряем его на себя. Выходит, что главное искусство нашего мира — искусство рассказывать истории так, чтобы от них невозможно было оторваться. А для этого не формата удобнее, чем подкаст. Подсмотрели несколько полезных советов по сторителлингу в книге «В голос!» Делимся.
Искусство рассказывания историй
Любая тема, которую вы обсуждаете в подкасте, найдет куда больше поддержки и откликов, если подкреплять ее историями. Они могут быть любыми:
• случаи из прошлого друзей / знакомых / известных личностей;
• истории из вашей жизни;
• забавные общеизвестные истории, которые соответствуют теме беседы;
• интересные факты, цитаты, мысли и даже анекдоты;
• многоуровневые вопросы, которые позволяют собеседникам рассказывать свои истории.
Продумывая историю, стоит придерживаться формулы, на которую опираются любые ораторы, рассказчики и писатели. Для начала вам понадобится базовая идея — смысл истории в самом чистом виде, выраженный одной законченной фразой. Ответ на вопрос: зачем мы рассказываем эту историю?
Базовая идея (тезис) должна:
• выражать вашу уникальную точку зрения;
• касаться чего-то, что имеет ценность для слушателя;
• формулироваться одной законченной фразой;
• логично вписываться в ход беседы вашего подкаста.
Тезис стоит озвучить в начале всей истории, а дальше приступить к раскрытию сюжета, который бы поддержал или опроверг базовую идею вашего спича. Чаще всего в истории есть герой (это может быть ваш знакомый, выдуманный персонаж, известная личность или вы сами), который вступает в конфликт с обстоятельствами.
Конфликты бывают разных видов:
• внутренний, где герой противостоит недугу, собственным желаниям и эмоциям;
• личностный, где у героя возникают проблемы из-за недопонимания с другими людьми;
• внеличностный, где герой противостоит социальной несправедливости и предрассудкам.
С развитием сюжета ваша история приходит к выводам, которые пригодятся вам в завершении. Эти выводы обычно расширяют тезис и оставляют место для маневра: теперь рассказанную историю можно обсудить, расширить или пошутить о ней. Словом, беседа обретает дополнительные краски, становится ярче и искреннее, а слушатель начинает воспринимать тему более лично, ведь хорошо рассказанная история вызывает эмпатический отклик — сопереживание, на котором строится особая связь между подкастом и слушателем.
Рептильный фейс-контроль
Мало создать хорошую историю. Необходимо, чтобы она была принята. Иногда даже самая увлекательная история не трогает слушателя. Причина проста и сложна одновременно.
Любая информация сначала попадает в рептильный мозг — самую древнюю часть человеческого мозга. Этот мозг кодирует информацию по простому принципу:
скучно — игнорируй;
сложно — упрощай и передавай дальше в сокращенной форме;
опасно — борись или беги.
Именно эта часть мозга определяет первую реакцию человека на вашу историю. Если история кажется рептилии понятной, интересной и безопасной, она пропускает ее в сознание слушателя. Если же ваша история не проходит рептильный фейс-контроль, то дорога будет закрыта, а ваш посыл влетит в одно слушательское ухо, а вылетит из другого.
Пример из книги
Как же готовить истории? Во время работы над книгой авторы записывали подкаст, посвященный эпидемии коронавируса. На примере этого выпуска хорошо видно, какие принципы качественного сторителлинга помогают раскрыть проблемную тему и удержать внимание аудитории, несмотря на общий информационный перегруз.
1. Необходимо убедиться, что ваши слова не отпугивают слушателя и воспринимаются как нечто положительное и неожиданное.
Вы хотите рассказать о том, как эпидемия коронавируса влияет на жизнь обычного человека. Если начать выпуск с пугающих новостных сводок, то слушатель, скорее всего, почувствует тревогу и выключит подкаст: вокруг и без того много стрессов. Если же вы расскажете, как провести время на карантине весело и с пользой, то слушателю точно станет спокойнее и он дослушает подкаст до самого конца.
2. Помните, что внимание привлекает новизна. Удивлять стоит с первых фраз. Особенно первой фразой!
Продолжим работать над карантинным выпуском! Пока все вокруг однотипно трубят о трудностях самоизоляции, с ходу заявите, что рады хорошенько отсидеться дома. Почему? Правильно! Потому что у вас есть увлекательный план на каждый из дней. Какой? Вот об этом и будет выпуск. Не переключайтесь, дорогие слушатели.
3. Ваша история должна быть личной, но узнаваемой для чужого опыта, а значит, достаточно универсальной. Помните, что в каждой беседе есть особое настроение, — придерживайтесь его.
Все мы любим смотреть сериалы и расстраиваемся, когда в будничной суете не хватает времени на новую серию «Мира Дикого Запада», а еще на книги, настольные игры и разбор вещей в шкафу. Расскажите, как собираетесь провести ревизию футболок и носков, играть в «Имаджинариум» и перечитать всего «Гарри Поттера». Составьте список фильмов для расслабления. Сделайте подборку курсов, которые можно пройти удаленно.
4. Будьте эмоциональны, открыты и искренни. Представьте, что рассказываете свою историю в компании друзей — ведь так оно и есть!
Если вам тревожно от всеобщей паники, признайтесь в этом; если повсеместная изоляция вас злит, то расскажите почему и как вы справляетесь. Расскажите, как вам трудно вставать по утрам, как ломается рабочий график и надоедает рисунок на обоях.
Любая тема вызывает эмоциональный отклик, особенно такая масштабная, как эпидемия. Говоря о своих чувствах, вы поддерживаете тех, кто тоже их испытывает.
5. Помните, что краткость — сестра таланта, а внимание — ограниченный ресурс, но еще сильнее ограничен хронометраж выпуска. Так что не затягивайте свой рассказ.
Говорить на тему, которая вас беспокоит, можно бесконечно долго. Не стоит затягивать выпуск, повторяя факты, которые и без вас разнеслись по всем площадкам в мире. Лучше высказаться кратко, но живо и свежо. И не забыть посоветовать слушателям чаще мыть руки. Во время эпидемии. И всегда.
Подготовлено по книге «В голос!».