Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Привет, Ахилл. Как писатели работают с мифами и почему нам интересно это читать
8 ноября 2020 3 312 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Куда ни глянь, повсюду мифы. Герои их мелькают в современных романах, снимаются в художественных фильмах, предстают во всей красе в сериалах. Медеи, Цирцеи, Ахиллы, Одиссеи, кажется, уже много столетий не исчезают из нашего поля зрения. Почему так? И неужели в современном мире нет новых сюжетов? Давайте попробуем разобраться.

Сразу предупредим: говорить мы будем только про древнегреческие мифы, хотя, пожалуй, эта схема работает со всеми преданиями. И самое главное — рассуждения наши исключительно любительские, а не литературоведческие. Так что мы не претендуем на экспертность, а лишь пытаемся поговорить на тему, которая нас волнует.

Оставить или переписать?

Мировая литература и античные мифы шагают рука об руку уж много столетий. Кажется, если мы возьмемся перечислять все примеры произведений, основанных на древнегреческих трагедиях, у нас не хватит ни времени, ни сил. Тут и «Улисс» Джеймса Джойса, и «Кентавр» Апдайка, и «Пелопида» Этвуд… список можно продолжать и продолжать. Он будет впечатляющим.

Разбирая античный мир на сюжеты, писатели могут пойти разными путями. Одни просто пересказывают миф, экспериментируя со стилем, слогом и манерой повествования. Другие пытаются показать миф в других условиях — например, переносят действие в современные реалии или вплетают сказочную ткань мифа в обычную жизнь. Третьи — меняют оптику.


Источник

Вот этот третий вариант, кажется, одним из самых интересных. Что делает писатель? Он предлагает взглянуть на привычную ситуацию с другой точки зрения. Так, например, писательница Мадленн Миллер в своей книге «Песнь Ахилла» (АСТ, CORPUS, 2020. Перевод А. Завозовой) дала слово Патроклу — другу и возлюбленному главного героя Троянской войны. Патрокл — обычно робкий и почти бессловесный — приобретает тут голос.

«Нигде не сказано, что боги должны быть справедливыми, Ахилл, — сказал Хирон. — Да и, наверное, нет ничего горше, чем остаться на земле одному, когда другого уже нет. Что скажешь?

— Наверное, — признал Ахилл.

Я слушал и молчал. В свете пламени глаза Ахилла сияли, дрожащие тени резко вычерчивали лицо. Я узнаю его во тьме, в любом обличье, говорил я себе. Я узнаю его, даже если сойду с ума».

Фрагмент романа «Песнь Ахилла». Разговор с Хироном

Он рассказывает, как в его сердце зарождается чувство: как оно крепнет, растет, дает корни, превращается в нежную и сильную любовь. Этот фокус на внутреннем, а не на внешнем — войне, трагедиях и проклятиях богов — неожиданно оживляет знакомую всем историю. Дает ей объем и глубину. Показывает, как можно иначе трактовать те или иные поступки героев. Таким образом, делая историю понятнее и ближе к нам, Миллер дарит мифу новую жизнь

«Когда он улыбался, кожа в уголках рта у него морщинилась, будто поднесенный к пламени лист. Он и сам был пламенем. Он полыхал, притягивал к себе взгляды. Очаровывал, едва проснувшись — с взлохмаченной головой и мутным от сна лицом. Его ноги вблизи казались ногами небожителя: идеально круглые подушечки пальцев, подрагивавшие, будто струны лиры, сухожилия. Пятки были мозолистыми — белое по розовому — оттого, что он везде ходил босиком. Отец заставлял его умащать их маслами, что пахли гранатом и сандаловым деревом».

Фрагмент романа «Песнь Ахилла». Описание Ахилла


Писательница Мадлен Миллер. Источник

Пример Миллер, понятное дело, один из многих. К примеру, не так давно вышел роман Пэта Баркера «Безмолвие девушек», где главная роль отводится Брисеиде — пленнице, из-за которой разгорается вражда между Ахиллом и Агамемноном. А были еще повествования от лица Аталанта — в книге «Бремя мира» Джанет Уинтерсон, Пенелопы — в «Пенелопиаде» Маргарет Этвуд, взгляд Кассандры — в романе Кристы Вольф «Кассандра», история Клитемнестры и Электры — в «Доме имен» Колма Тойбина, и конечно, встреча Тесея с Минотавром — в «Шлеме ужаса» Виктора Пелевина. Мадлен Миллер тоже увлечена этой темой: её второй роман «Цирцея» рассказан от лица одной из самых известных чародеек античного мира. Именно в нем можно увидеть и понять, почему же, по мнению автора, такая могущественная колдунья превратила спутников Одиссея в свиней и при этом родила от него дитя.

Как мы видим, мифы в первую очередь, наконец, приобретают женский голос. И нельзя не сказать, что это соответствует современной феминистской повестке.

Над головой кружат, снижаясь, созвездия. Моя божественная природа сияет внутри, как сияют последние лучи солнца, прежде чем утонуть в море. Я думала когда-то, что боги — противоположность смерти, но теперь вижу: они всего мертвее, ибо не меняются и ничего не могут удержать.

Всю жизнь я шла вперед, и вот я здесь. У меня голос смертной, так пусть будет смертным и остальное. Я подношу к губам чашу, полную до краев, и пью.

Фрагмент романа «Цирцея»

Визуальные образы героев мифов тоже меняются. Так, например, смотрятся персонажи античного мира в исполнении художницы Виктории Топпинг в книге «Мифологика». Сочетание разных техник — фотографии, живописи и коллажей из вырезанной бумаги — отражает смешение человеческих и фантастических черт у героев и выглядят очень современно.


Афродита (справа) и Гера (справа) в изображении Виктории Топпинг

Почему мифы до сих пор работают?

Несмотря на то, что у мифов появляется актуальная окраска, возникает вопрос: почему же авторам до сих пор интересно с ними работать? Вот что пишет британский ученый и обладатель докторской степени Оксфорда по истории Рима Филипп Матышак, автор книги «Греческие и римские мифы»:

«Мифы обладают такой силой и так глубоко укоренились в западном сознании, что никогда не исчезали из виду. Архетипы из мифов настолько мощны, что мы все еще используем их. Например, психологи (получившие название профессии от имени мифической царевны Психеи) обращаются к ним, когда говорят про эдипов комплекс или нарциссов. Все потому что мифы, где действуют Эдип и Нарцисс, описывают определенные аспекты человеческой жизни так выразительно, что лучшего названия для них не придумали».

В литературе то же самое. В античной мифологии трудно не найти актуальной темы, которую можно было бы перенести в наши реалии. Тут просто энциклопедия проблем, с которыми сталкивается человек: проблема выбора, неизбежность судьбы, столкновение с хаосом, слабость человеческой природы, любовь, ревность, измена, отцы и дети, честность и лицемерие — выбирай что душе угодно.

Как говорил французский писатель Раймон Кено: «Всякое произведение искусства — это либо „Илиада“, либо „Одиссея“».

Греки превратили свою жизнь в захватывающий сериал — каталог слабостей и неудач, из которых непременно есть что вытащить на свет и рассмотреть.


Еще одна иллюстрация напоследок — Аполлон глазами Виктории Топпинг

Прочитать о мифах Древней Греции и Древнего Рима можно в книге Филиппа Матышака «Греческие и римские мифы»

Обложка: pexels

Похожие статьи