Вероника Калачева — художник-акварелист, иллюстратор, опытный преподаватель и основатель знаменитой школы рисования Kalacheva School. А еще она автор новой книги «Акварель», которую мы с нетерпением ждали в МИФе.
Вероника показывает на примере разных деревьев, как по-разному можно подойти к одной и той же задаче. Смотрите, учитесь и выбирайте то, что по душе.
Выбираем способ
Прежде чем начать новый рисунок, я обычно сначала внимательно всматриваюсь в особенности натуры и потом обдумываю, какими материалами могу как можно проще (в идеале за один присест!) изобразить нужную мне фактуру. В ход идут самые разные кисти и приемы.
Акварель
1. Веерная кисть годится не только для брызг! Главное — подобрать подходящий удобный размер. Тут я на тонкий ствол «нанизываю» ветви этой кистью.
2. Саблевидная (плоская скошенная) кисть, кроме тонких длинных штрихов, дает очень изящные линии с разной толщиной при нажиме. Здесь я рисую с небольшой паузой в начале штриха и стремительно и быстро свожу линию на нет. Получаются суховатые штрихи на шероховатой бумаге.
3. Этот прием я придумала, когда впервые взяла в руки каллиграфическую кисть. Ее ворс, такой живой и невероятный, всегда дает лохматые штрихи. Главное в обращении с ней — смелый нажим.
4. Здесь я карандашом «вытягиваю» краску с кроны для стволов и веток. Так они смотрятся очень контрастно по форме.
5. Иногда использую совсем уж чудные кисти собственного изготовления. Та, которую вы видите на рисунке, — из нарезанной рафии, скрученной в основании старенькой колонковой кисти. Ее отпечатки очень походят на шелестящую листву деревьев.
6. Брызги — всегда отличная идея! Даже при рисовании деревьев. Сначала я делаю набрызг в нужном месте (не забывайте подставить палец для направленного легкого движения кисти, так брызги не будут разлетаться повсюду).
7. Осталось добавить ветви и ствол.
8. С помощью кисти из рафии я делаю не только отпечатки, но и штрихи. Они получаются очень разными по толщине и необыкновенными, будто созданными ветром. Тонкий ствол и ветви вывожу с помощью самодельного инструмента cola-pen.
9. Несколько отпечатков широкой плоской кисти, плюс ствол с помощью пластиковой карточки — и вуаля, перед нами кипарис!
Тут нет правильного и неправильного подхода. Неправильно только равнодушие. Используйте весь лист; прежде чем приступить, оборудуйте свое место так, чтобы вас ничто не сковывало, чтобы вы не боялись что-то испачкать или задеть. Можно рисовать даже на полу, делать отпечатки, брызгаться и вообще делать всё, что вам захочется.
Не стесняйтесь экспериментировать и подписывать получившиеся эффекты: каким приемом и какой кистью вы сумели передать то, что увидели. Когда вы как следует изучите все свои приемы и почувствуете себя свободнее, двигайтесь дальше.
Волшебное задание
На моем онлайн-курсе по акварели есть одно волшебное задание. Я обожаю смотреть
на то, что рисуют ученики. Надеюсь, вы тоже почувствуете всю магию, которая действует на меня. Мы снова будем рисовать дерево, но теперь предлагаю взглянуть на эту работу под другим углом.
- Выберите большой формат (чем больше, тем лучше; минимум А2). Возьмите любую фотографию дерева, которое вам нравится. Важно, чтобы оно вызывало у вас эмоции.
- Первый шаг — обсудить с самим собой: какое оно, ваше дерево? Обдумайте его размер, фактуру, движения его ствола и веток, есть ли на нем растительность, слышно ли, как на ветру скрипят ветви или шелестит листва. Оно может быть каким угодно: хрупким, старым, могучим, страшным, тягучим, трепещущим, шелестящим. Используйте любые эпитеты, которые вам кажутся уместными. Охарактеризовав дерево, будет легче выбрать инструмент для работы.
- Рисуйте хоть пальцами, хоть ветками, хлещите лист веником, брызгайте из пульверизатора! Будьте изобретательными и чувствительными, как дети. Единственное условие — рисовать всем, кроме кистей.
По материалам книги «Акварель»