На уроках биологии нас учили, что все красивое в природе имеет прикладной смысл. Что благодаря эволюции по наследству передаются признаки, помогающие выживать в дикой природе — например, мощный клюв у птиц, сильные зубы у животных. На этой идее построена теория естественного отбора Чарльза Дарвина.
Однако в школе (почти) не говорили об еще одном открытии Дарвина — половом отборе. Суть в том, что выживают не только сильные, но и красивые. Взять, например, павлина. Его хвост прекрасен, но жутко неудобен с точки зрения выживания. Однако самки балдеют от такой красоты и обеспечивают потомство обладателям самых бесподобных хвостов.
Сложность в том, что стандарты красоты у всех разные. То, что красиво для павлина, не вызовет интереса у другой птицы.
Скоро выйдет книга «Эволюция красоты». Она о дарвиновской теории полового отбора, которая объясняет животный мир — и нас самих. Эта книга о том, что жизнь — не унылое выживание, а красота. В ней много аналогий между животным миром и миром человека. Сегодня приведем примеры, как культура влияет на стандарты красоты, а вместе с этим и на эволюцию.
Эволюция красоты
От греческой скульптуры к Мэрилин Монро и современным моделям
Классическая греческая и римская скульптура изображает женскую красоту столь совершенной, что она достойна поклонения. Однако из-за изменения моды в современном западном мире эти черты лица и фигуры уже не кажутся такими уж привлекательными.
Подобные изменения эстетических вкусов возникают не только за тысячелетия, но и за куда более короткие промежутки времени. Понадобилось всего несколько десятилетий, чтобы, например, в американской культуре представления о мужской и женской красоте разительно поменялись. Достаточно сравнить фотографии Мэрилин Монро и Риты Хэйворт — наиболее знаменитых звезд Голливуда 1940–1950-х годов — с современными истощенными, иногда анорексичными кинозвездами или моделями, чтобы увидеть, как быстро меняются социальные стандарты красоты.
Мэрилин Монро. Источник
То, что мы раньше находили привлекательным в мужских фигурах, тоже отошло в прошлое. Чтобы оставаться востребованными, сегодняшним мужчинам-кинозвездам приходится поддерживать себя на пике спортивной формы, дабы соответствовать мускулистому идеалу, далекому от менее накачанных фигур звезд 1940–1950-х годов, таких как Кэри Грант, Кларк Гейбл или Гэри Купер.
Культ полноты
Обратимся к народам островов Самоа и Гавайи, которые населяют соответствующие тихоокеанские архипелаги уже около 15 тысяч лет. По общемировым стандартам, данные популяции отличаются исключительным ростом и массивностью.
Традиционно в этих культурах высокий рост и большой вес считались достойными восхищения и сексуально привлекательными. Короли и королевы этих народов славились величественностью и тяжеловесностью фигуры. Если же исходить из того, что в конкретном обществе индивидуумы, наиболее соответствующие культурным канонам красоты, имеют больший сексуальный успех по сравнению с остальными, дают большее число потомков и, возможно, приобретают больше ресурсов, то вполне логично предположить, что признаки, пользующиеся культурным преимуществом, — у полинезийцев это высокий рост и большая масса тела — будут все больше отражаться в генетическом пуле популяции. Подобным путем культурные представления о привлекательности могут привести к быстрой эволюции внешнего облика носителей данной культуры.
В Мавритании и других африканских странах женщины с ожирением считаются настолько привлекательными, что девушек с нормальной массой тела отправляют в специальные лагеря, где их насильно кормят для того, чтобы они набирали вес. Молодые мужчины-мавританцы испытывают сильнейшее сексуальное возбуждение при виде растяжек, возникающих на коже быстро располневших женщин.
Другой пример: южные районы Африки, населенные койсанами — древней этнической группой, женщины которой славятся избыточным отложением жира на ягодицах, что создает очень характерный силуэт. Поскольку во многих культурах существует ярко выраженное позитивное отношение к подобным характерным особенностям сложения, неудивительно, что мужчины-койсаны считают большие, сильно торчащие женские ягодицы в высшей степени привлекательными. Конечно, в целом отложение жировой ткани находится под благоприятствующим действием естественного отбора, однако едва ли можно утверждать, что столь специфическая форма фигуры адаптивнатолько в одних условиях среды и ни в каких других. Скорее эволюция данной особенности телосложения является результатом совершенно субъективных сексуальных предпочтений. Вполне вероятно, что среди койсанов культурное почитание именно такой формы женского тела привело к эволюции наследуемых изменений в распределении жировых тканей на теле женщин.
По всей вероятности, культурное многообразие людей породило значительную долю нашего внешнего многообразия. И этот эволюционный механизм не имеет никакого отношения к адаптации путем естественного отбора.
По материалам книги «Эволюция красоты»
Обложка поста: unsplash.com