Многие думают, будто знают, что такое эмпатия, но подразумевают под ней что-то свое. Психологи полемизируют (иногда весьма пылко) о значении этого слова не первый десяток лет. Это не просто сочувствие или сопереживание. Разбираемся, что такое эмпатия, вместе с новинкой «На стороне добра».
Три вида реакций
Эмпатия — это не какая-то определенная вещь, а собирательный термин для разнообразных реакций людей друг на друга: в том числе когда они разделяют чужие чувства, размышляют о них и заботятся. Эти реакции, в свою очередь, тоже имеют не одно название. Смотрим схему:
На стороне добра
Давайте разберем эти понятия поочередно.
Скажем, вы старшекурсник колледжа и идете с лучшим другом к нему домой. По пути он проверяет почтовый ящик, резко останавливается и восклицает: «Вот черт!» — а потом: «Прислали». Вы знаете, что он имеет в виду.
На ваших глазах он трудился не покладая рук в надежде поступить в медицинскую школу на определенную программу. Он уже минимум тридцать раз говорил об этом с тех пор, как отправил заявление, и то боится, то надеется, то все сразу. Вы несетесь наверх, и он вскрывает конверт. Его лицо сводит судорогой, и вы подаетесь к нему, еще секунду не понимая, в восторге он или в отчаянии. И сразу видите, что слезы у него текут не от радости.
Разделение чувств
Пока ваш друг безвольно оседает, вы можете нахмуриться, ощутить слабость в ногах или подступающие слезы. Настроение у вас, скорее всего, упадет. Это называется разделять переживания: пропускать через себя эмоции окружающих. Разделение переживаний — распространенное явление: люди улавливают выражения лиц, физическое напряжение и настроение, плохое и хорошее.
Разделение переживаний стирает границы между нами и другими людьми. Это своеобразная передовая эмпатии.
Разделение переживаний зародилось еще в древние времена и имеется у обезьян, мышей и даже гусей. Оно проявляется уже в раннем возрасте: младенцы вторят крикам друг друга и чувствуют дистресс* матери.
Глядя на гримасу друга, на долю секунды вы копируете выражение его лица, и участки мозга, связанные с болевыми ощущениями, активируются также молниеносно.
Размышления о чувствах
Разделяя боль друга, вы представляете, что он испытывает. Сильно ли он расстроен? О чем думает? Что будет делать? Чтобы найти ответ, вы рассуждаете как детектив: собираете улики — свидетельства о поведении и ситуации — и логически заключаете, как он себя чувствует.
Повседневная форма чтения мыслей сложнее разделения чувств. Нужные для нее когнитивные мощности имеются не у всех животных, потому что появились позже в ходе эволюции. Разделять чувства дети учатся с младенчества, а навыки ментализации развиваются в более старшем возрасте.
Забота о чувствах
Если, пока друг рыдает, вы сочувствуете ему, откинувшись на стуле, то дружить вы не умеете. Лучше подумайте, как вернуть ему хорошее настроение.
Именно эта часть эмпатии толкает на добрые дела. Забота тесно переплетается с древним буддийским определением сострадания: на санскрите «каруна», или сострадание,— желание избавлять других от мук.
Разграничения и связи
Разделение чувств, ментализация и забота интересным образом разграничены. К примеру, ментализация эффективна, если не разделять чужие переживания. Чтобы узнать, почему фанат команды соперников взобрался на дорожный указатель, надо понимать разницу между его эмоциональным фоном и своим.
Эмпатические процессы активируют отдельные системы мозга и нужны в разное время. В покере и боксе не победишь без ментализации — «Что известно оппоненту?», «Какой он сделает ход?», — а забота здесь ни к чему. У родителей все не так: никогда не знаешь, почему у трехлетки глаза на мокром месте, но это и неважно — надо скорее его утешить.
А еще люди различаются эмоциональным фоном. Врач скорой помощи очень беспокоится за пациентов, но не спасет их, если примет на себя их боль. Люди с расстройствами аутистического спектра слабы в ментализации, но разделяют чувства окружающих и заботятся о них. У психопатов все наоборот: они прекрасно знают, что чувствуют другие, но их это не трогает.
Разделяя чужие эмоции, мы интересуемся их источником, а размышляя о них, начинаем ощущать заботу. Все три процесса стимулируют проявление доброты, но по-разному. Приматолог Франс де Вааль прекрасно описывает это как эмпатическую «матрешку».
По его мнению, в ядре находится примитивное разделение эмоций. Его облекает более новая и сложная форма эмпатии, стимулирующая разнообразные проявления доброты. Посредством ментализации мы не только подробно воспроизводим картину чувств другого человека, мы еще узнаем их причину и — самое главное — как его поддержать. Отсюда произрастает более глубокая забота — реакция, направленная не столько на устранение собственного дискомфорта, сколько на благополучие другого человека.
По материалам книги «На стороне добра».
Фотографии: pixabay