Цвет влияет на нашу жизнь — так было всегда. Но вот отношение к нему постоянно менялось. Когда-то желтый считали великолепным для дверей, синий — для ставен, а белый — для пространства вокруг окон. Красная дверь была смелым решением, а черный — «слишком траурным».
Заглянули в книгу Патрика Бейти «Анатомия цвета» и выбрали удивительные факты о цвете. Почитайте и увидите мир в новых красках.
Розовый — это желтый
Светло-красный цвет называют розовым (pink) только с начала XVIII века. До этого так обозначали желтые пигменты растительного происхождения, рецепты которых приводятся в старинных справочниках.
Анатомия цвета
Вот он крон желтый — крайний справа
В 1790-х годах открыли новую краску — крон желтый. Он не только сохранял яркость, но еще и давал гамму чистых оттенков зеленого. Его смесь с прусским синим назвали брауншвейгской зеленью в Великобритании и кроном зеленым в США. Каретные маляры быстро освоили броский желтый цвет, и он заменил унылый патентованный желтый, бывший долгое время единственным вариантом.
Зеленый горошек и французский серый
Цвет зеленого горошка во второй половине XVIII века стоял особняком. В 1759 году в этот цвет выкрасили гардеробную леди Кэролайн Фокс. А в начале 1770-х сэр Уильям Чамберс дал совет клиенту, по заказу которого строил дом, сделать обеденный зал в цвет зеленого горошка с белой лепниной и орнаментами. Да что говорить: сам немецкий поэт Гёте писал о зеленом!
Глазам особенно приятно от созерцания этого цвета… Смотрящий не хочет и не в силах выйти из этого состояния. Поэтому жилые комнаты чаще всего красят в зеленый цвет.
Галерея в Остерли покрашена в цвет зеленого горошка, считавшийся необычным во второй половине XVIII века
Но был и ещё один дорогой пигмент, который был популярен в XVIII веке, — французский серый. Его получали подмешиванием прусского синего, киновари и небольшого количества угольно-черного к масляной основе из свинцовых белил. Этот состав и стал «классическим» рецептом французского серого.
Книжный малиновый
Иоганн Гёте, писатель и ученый, оказал значительное, хотя и косвенное влияние на цвет интерьеров. Он выдвинул идею, что глаз ищет дополнительный цвет рядом с каждым увиденным оттенком. Гёте повлиял на многих английских художников, а в Эдинбурге даже организовали кружок для обсуждения его работ.
К концу эпохи в интерьере появилось несколько правил, где было описано, как же достичь утонченной гармонии. Писали, что иногда достаточно двух цветов, например песочно-лососевого и болотного зеленого одного тона. Более сложные сочетания включали теплый зеленый, зеленовато-синий, терракотовый, лососевый и их оттенки.
Словарь цветовых стандартов
В 1934 году французский художник Амеде Озанфан написал шесть статей о цвете. Он считал, что цвет должен стать неотъемлемым элементом архитектуры, а не откладываться до этапа строительства. Англия, по его словам, обладала неповторимой палитрой, и он ею неустанно восхищался:
Есть глубокий «табачный коричневый», с белым и знаменитым зеленым с рыбацких лодок. Есть коричневый цвет старой бутылки стаута. Есть коричневый цвет дверей с аристократических улиц и великолепных площадей периода Адамов. Есть красный, синий и зеленый. Есть темно-коричневый цвет вековой древесины. Есть густой зеленый, любимый столярами цвет фургонов, и «английская» киноварь — знак принадлежности к Британии, особенно на этикетках экспортных продуктов.
Фрагмент из «Исторического путеводителя цвета» Элизабет Беррис-Мейер
Озанфан выступал за создание каталога стандартизированных цветов, но понимал, что такую инициативу надо предпринимать на государственном уровне.
Новые чистые линии
В 1930-х в строительстве начали использовать бетон и стало возможно устанавливать французские окна. Дома теперь строили дальше от улиц и выводили окна в сад. Осознание пользы солнечного света для здоровья подтолкнуло «вернуться к природе» и породило «новую архитектуру», с большими окнами и широкими стеклянными дверями, впустившими в дом внешний мир.
Новый подход к архитектуре подразумевал ограниченный диапазон цветов и орнаментов в интерьере: иначе природа конкурировала с оформлением убранства.
Северные комнаты красили в теплые цвета с содержанием красного, желтого или оранжевого пигмента. А комнаты с окнами на юг выигрышно смотрелись со стенами светлых нейтральных оттенков: серого, кремового или слоновой кости.
Акцентный цвет
Идея акцентной стены появилась в 1920-х в Баухаусе. Немецкие архитекторы экспериментировали с тонами: красили стены разными оттенками серого и белого, чтобы минимизировать контраст. Стены, куда большую часть дня падал солнечный цвет, покрывали более темным тоном, а самую темную красили в белый.
Примеры акцентной стены
Отсюда было рукой подать до позитивных цветов. Постепенно стены стали красить не в просто светлый, а в «жизнерадостный желтый». А вместо серого стали использовать оттенки синего и холодного зеленого.
Буйство красок
В начале 1950-х годов в интерьере царило буйство красок. А вот к 1957 его решилил обуздать. «Как такие милые люди выживали в кричащих стенах?» — писали в журнале House and Garden. Опыт и знания позволили создавать более приятные интерьеры. Контрасты смягчились, но акценты остались броскими.
Иллюстрации из книги «Покраска и декор в современном интерьере (начало 1950-х) под редакцией У. П. Мэтью
Журналы продвигали разнообразие вкусов. Где-то публиковали гостиную в японском стиле — с шоколадными стенами и горчичным потолком, лимонными бархатными шторами с рисунком изумрудно-зеленого и салатового цветов. Где-то — сдержанные интерьеры. Стены цвета ивы, серо-сизый ковер и шторы оттенка красного гвардейского мундира.
По материалам книги «Анатомия цвета»
Обложка: unsplash