Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Погружение в цвет. 7 фактов об оттенках, которые нас окружают
3 ноября 2020 9 190 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Цвет влияет на нашу жизнь — так было всегда. Но вот отношение к нему постоянно менялось. Когда-то желтый считали великолепным для дверей, синий — для ставен, а белый — для пространства вокруг окон. Красная дверь была смелым решением, а черный — «слишком траурным».

Заглянули в книгу Патрика Бейти «Анатомия цвета» и выбрали удивительные факты о цвете. Почитайте и увидите мир в новых красках.

Розовый — это желтый

Светло-красный цвет называют розовым (pink) только с начала XVIII века. До этого так обозначали желтые пигменты растительного происхождения, рецепты которых приводятся в старинных справочниках.


Анатомия цвета


Вот он крон желтый — крайний справа

В 1790-х годах открыли новую краску — крон желтый. Он не только сохранял яркость, но еще и давал гамму чистых оттенков зеленого. Его смесь с прусским синим назвали брауншвейгской зеленью в Великобритании и кроном зеленым в США. Каретные маляры быстро освоили броский желтый цвет, и он заменил унылый патентованный желтый, бывший долгое время единственным вариантом.

Зеленый горошек и французский серый

Цвет зеленого горошка во второй половине XVIII века стоял особняком. В 1759 году в этот цвет выкрасили гардеробную леди Кэролайн Фокс. А в начале 1770-х сэр Уильям Чамберс дал совет клиенту, по заказу которого строил дом, сделать обеденный зал в цвет зеленого горошка с белой лепниной и орнаментами. Да что говорить: сам немецкий поэт Гёте писал о зеленом!

Глазам особенно приятно от созерцания этого цвета… Смотрящий не хочет и не в силах выйти из этого состояния. Поэтому жилые комнаты чаще всего красят в зеленый цвет.


Галерея в Остерли покрашена в цвет зеленого горошка, считавшийся необычным во второй половине XVIII века

Но был и ещё один дорогой пигмент, который был популярен в XVIII веке, — французский серый. Его получали подмешиванием прусского синего, киновари и небольшого количества угольно-черного к масляной основе из свинцовых белил. Этот состав и стал «классическим» рецептом французского серого.

Книжный малиновый

Иоганн Гёте, писатель и ученый, оказал значительное, хотя и косвенное влияние на цвет интерьеров. Он выдвинул идею, что глаз ищет дополнительный цвет рядом с каждым увиденным оттенком. Гёте повлиял на многих английских художников, а в Эдинбурге даже организовали кружок для обсуждения его работ.

К концу эпохи в интерьере появилось несколько правил, где было описано, как же достичь утонченной гармонии. Писали, что иногда достаточно двух цветов, например песочно-лососевого и болотного зеленого одного тона. Более сложные сочетания включали теплый зеленый, зеленовато-синий, терракотовый, лососевый и их оттенки.

Появились даже советы для конкретных помещений. Например, для библиотек рекомендовали малиновый «как цвет, сочетающийся с книгами и переплетами».

Словарь цветовых стандартов

В 1934 году французский художник Амеде Озанфан написал шесть статей о цвете. Он считал, что цвет должен стать неотъемлемым элементом архитектуры, а не откладываться до этапа строительства. Англия, по его словам, обладала неповторимой палитрой, и он ею неустанно восхищался:

Есть глубокий «табачный коричневый», с белым и знаменитым зеленым с рыбацких лодок. Есть коричневый цвет старой бутылки стаута. Есть коричневый цвет дверей с аристократических улиц и великолепных площадей периода Адамов. Есть красный, синий и зеленый. Есть темно-коричневый цвет вековой древесины. Есть густой зеленый, любимый столярами цвет фургонов, и «английская» киноварь — знак принадлежности к Британии, особенно на этикетках экспортных продуктов.


Фрагмент из «Исторического путеводителя цвета» Элизабет Беррис-Мейер

Озанфан выступал за создание каталога стандартизированных цветов, но понимал, что такую инициативу надо предпринимать на государственном уровне.

Новые чистые линии

В 1930-х в строительстве начали использовать бетон и стало возможно устанавливать французские окна. Дома теперь строили дальше от улиц и выводили окна в сад. Осознание пользы солнечного света для здоровья подтолкнуло «вернуться к природе» и породило «новую архитектуру», с большими окнами и широкими стеклянными дверями, впустившими в дом внешний мир.

Новый подход к архитектуре подразумевал ограниченный диапазон цветов и орнаментов в интерьере: иначе природа конкурировала с оформлением убранства.

Цвета должны были быть бледнее и нежнее, а произведения искусства — вписываться в окружение, а не доминировать.

Северные комнаты красили в теплые цвета с содержанием красного, желтого или оранжевого пигмента. А комнаты с окнами на юг выигрышно смотрелись со стенами светлых нейтральных оттенков: серого, кремового или слоновой кости.

Акцентный цвет

Идея акцентной стены появилась в 1920-х в Баухаусе. Немецкие архитекторы экспериментировали с тонами: красили стены разными оттенками серого и белого, чтобы минимизировать контраст. Стены, куда большую часть дня падал солнечный цвет, покрывали более темным тоном, а самую темную красили в белый.


Примеры акцентной стены

Отсюда было рукой подать до позитивных цветов. Постепенно стены стали красить не в просто светлый, а в «жизнерадостный желтый». А вместо серого стали использовать оттенки синего и холодного зеленого.

Так и появилась «акцентная стена» — прием, который сегодня используют дизайнеры по всему миру.

Буйство красок

В начале 1950-х годов в интерьере царило буйство красок. А вот к 1957 его решилил обуздать. «Как такие милые люди выживали в кричащих стенах?» — писали в журнале House and Garden. Опыт и знания позволили создавать более приятные интерьеры. Контрасты смягчились, но акценты остались броскими.


Иллюстрации из книги «Покраска и декор в современном интерьере (начало 1950-х) под редакцией У. П. Мэтью

Журналы продвигали разнообразие вкусов. Где-то публиковали гостиную в японском стиле — с шоколадными стенами и горчичным потолком, лимонными бархатными шторами с рисунком изумрудно-зеленого и салатового цветов. Где-то — сдержанные интерьеры. Стены цвета ивы, серо-сизый ковер и шторы оттенка красного гвардейского мундира.

По материалам книги «Анатомия цвета»

Обложка: unsplash

Похожие статьи