Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Приглашаем на урок по суми-э: что нужно знать о японской живописи тушью
18 сентября 2020 16 482 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Суми-э или японская живопись тушью — это медитативная техника рисования, которая дарит мудрость и раскрывает нашу индивидуальность. Сюжеты тут полны смысла, цвета тщательно подобраны, а каждый взмах кистью имеет значение. Выбрали несколько важных фактов, которые нужно знать о суми-э.

Белое пространство



Суми-э — японская живопись тушью

Белое пространство — составной элемент живописи тушью. Это не «излишек бумаги», остающийся, когда тема исчерпана, а важная часть картины. Белые плоскости живут своей жизнью и имеют глубину.


Источник

Представим, что полевой цветок тронул ваше сердце своей жизненной силой и вы наносите тушью сияющие мазки, напитанные вашей энергией. Тогда этот полевой цветок на вашей картине начинает дышать. А белое пространство наполняется его дыханием — как и в природе.

Птицы и цветы

В японской живописи тушью выделяют два жанра: «горы и воды» и «птицы и цветы».

Во второй группе тоже есть три главные темы: цветы, деревья и животные с птицами.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Живопись всего этого направления основана на контрасте противоположностей: покой и движение, мягкость и жесткость. «Тишину» представляют цветы и деревья, «движение» — птицы и животные. Контраст между ними делает изображение живым.

Расплывшаяся тушь

Если на Западе расплывы туши как нечто неприятное, то в Японии же, напротив, видят в этом красоту. Это связано с влажным климатом в регионе — в тумане творения природы приобретают нежные, не слишком четкие очертания. Потому в Японии особенно любят изображать туманные ландшафты.


Источник

А ещё расплывы туши на бумаге у людей, живущих в Японии, вызывают ассоциацию с общим взглядом на жизнь: все преходяще, все течет и меняется.

Натюрморты

Слову «натюрморт» в Японии соответствуют два китайских иероглифа «тишина» и «предмет», и воспринимается это название как «композиция из предметов, которые лежат в тишине». Предметы на натюрмортах в живописи тушью должны выглядеть объемными, но при этом художник обходится без света и тени, которые мимолетны, изменчивы и преходящи. В натюрморте должны быть показаны предметы — без линии горизонта, без обозначенной поверхности стола и, главное, без выписанного заднего плана.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Пространство натюрморта — космос, но художник не покоряет его, создавая пространство картины, скажем поверхность стола. Автор сам погружается в космос, проникая в плоскость картины. В мировом пространстве сливаются вечность и повседневность. Космос самодостаточен, самостоятелен, но не закрыт: он вокруг нас — в любом творении природы.

Пейзаж

В живописи тушью классический пейзаж занимает особое место. На японском языке пейзажи называются «сансуй-га» (что означает «картины гор и вод»). Они воплощали определенные идеи и служили примером почитания природы.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Картина в стиле сансуй не просто изображает какие-то явления природы или передает личные впечатления автора — она реконструирует Вселенную через образы гор и вод.

Фудзи

Мотив Фудзи настолько популярен, что вновь и вновь повторяется в схожих формах. Сейчас он стал одним из символов Японии. Высота горы — 3776 метров, она самая высокая в стране. У нее неповторимо прекрасная правильная конусообразная форма с широким основанием. Из-за большой высоты вид Фудзи постоянно меняется — в зависимости от погоды, освещения и сезона.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

В современной японской эстетике Фудзи — символ прекрасного. А вместе с сосной, которая символизирует долгую жизнь, гора Фудзи считается и символом счастья.

Точки и пятнышки

Заметили, что в японской живописи часто на картинах присутствуют точки и пятнышки? Так вот они по-немецки называются «рисовые зернышки» или «моховые пятнышки».

Подобно линиям и плоскостям, это важный составной элемент живописи тушью.

  • Если такие пятнышки сделаны влажной кистью на изображении камня, на скалах или на стволе дерева, они образуют темные влажные поверхности — как будто мох покрывает большие участки объекта.
  • Если они разбросаны по одному — на скале или на стволе дерева, поверхность выглядит грубой и шероховатой.
  • Плотно поставленные «моховые пятнышки» на переднем плане картины обычно изображают мох, на заднем плане, вдали, они могут смотреться как кусты или даже деревья.

Капельки туши позволяют изобразить древесную крону. Иногда эти точки и пятнышки позволяют создать акцент в пейзаже или украсить его. Они придают изображению живость, звучание и ритм. Иногда в них можно подмешать и цвет, например когда надо нарисовать кусты.


Источник

Начинающие художники часто ставят их не задумываясь, с полным безразличием. Но в один прекрасный момент они начинают прозревать и постигают смысл этих капелек. Ведь если каждая точка стоит в нужном месте и если их сделать ровно столько, сколько необходимо, выстроить в верном ритме и наполнить жизнью и энергией, то эффект будет потрясающий!

Цвет

В живописи тушью, на которую сильное влияние оказал дзен-буддизм, вместо цвета выступают различия в тонах туши. Мирская «пестрота», с ее красочностью, игнорируется. Однако, хотя китайские ортодоксы и утверждают, что нюансов черной туши на белой бумаге достаточно, чтобы изобразить любой цвет, люди всегда использовали краски.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Если уж работать с красками, то картина должна стать еще красивее, чем при использовании одной только туши. Это значит, что цвет и черная тушь должны друг друга усиливать. И если лепестки хризантемы вы пишете желтым, то эти желтые лепестки по контрасту с черным должны сиять еще ярче, выглядеть более ароматными и прекрасными.

По материалам книги «Суми-э — японская живопись тушью».

Похожие статьи