Красота обладает невероятной силой. Она преобразует. Радует. Вдохновляет. И улучшает качество жизни. Выбрали несколько мыслей из книги «Загмайстер и Уолш: О Красоте» — мудрых и прекрасных.
Красота разбилась вдребезги
Загмайстер и Уолш: О Красоте
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем»
Красота как высший эстетический идеал впала в немилость. Самые уважаемые представители сферы современного дизайна утверждают, что ею не интересуются. Художники избегают ее, опасаясь, что их работы причислят к декоративному или коммерческому искусству. Можно пролистать целую стопку книг по архитектуре и ни разу не встретить даже упоминания слова «красота». Когда-то к ней стремились все, но в начале XX века этот высокий идеал разбился вдребезги.
Красота и качество жизни
Здание Blur в форме облака на озере в Швейцарии. Когда ты идешь сквозь туман различной плотности и пробуешь воду из разных уголков мира
Дизайнеры, архитекторы и художники способны реально повлиять на качество нашей жизни и среды. Бумажное кольцо, скрепляющее палочки для еды, фарфоровая подставка для них же, скатерть на столе, помещение, где стоит стол, здание, где находится ресторан, и, наконец, улицы, кварталы и план города — все это создается людьми, а значит, имеет дизайн.
Хорошо и красиво
Национальная библиотека Франции
Американский философ Денис Даттон утверждает, что любое качественно выполненное действие человека можно назвать красивым. Красивый гол в футболе, красивая музыкальная композиция — мы восхищаемся и тем и другим, если это выполнено на высочайшем уровне. «От пещеры Ласко до Лувра и Карнеги-холла, людей всегда отличала перманентная, врожденная любовь к виртуозным проявлениям [искусства]».
Красота в глазах смотрящего?
Является ли красота свойством, присущим самому предмету, или определяется «глазами смотрящего»? Этот вопрос обсуждается с античных времен, и ответ на него так и не найден.
Фракталы в природе
Платон считал вселенную прекрасной и полагал, что она будет такой, даже когда не останется ни одного человека, чтобы засвидетельствовать ее красоту. Таким образом, красота вселенной по Платону — свойство, присущее ей изначально. Еще он говорил: что прекрасно, то истинно.
Ассоциации
«Триангуляция с лаймом и базиликом» из серии «Геометрические десерты», Динара Каско
Дэвид Юм писал: «Красота — не свойство самого предмета, она существует лишь в уме человека, этот предмет созерцающего». Некоторые философы считали, что понятие красоты возникает по ассоциации с другими понятиями: например, белое считается красивым, потому что ассоциируется с чистотой и непорочностью; горы кажутся красивыми, так как ассоциируются с силой богов.
Сила красоты
Ансельм Фридрих Фейербах, «Нанна»
Фридрих Ницше и вовсе рассматривал человеческое существование в этом мире через призму «эстетического феномена». По мнению Ницше, мир — ужасное место, и искусство — единственное, что удерживает нас от суицида: «Истина безобразна. Лишь обладание искусством не дает нам погибнуть, узрев ее».
В то время как Платон уравнивал красоту и истину, Ницше считал красоту противоядием от истины, допуская при этом, что безобразное тоже может обладать эстетической силой.
Талант
Стул Штадтхалле, Роланд Райнер
Создать функциональный предмет — легкая задача для дизайнера. Сделать стул, на котором можно сидеть, несложно: не требуется каких-либо гениальных умений, чтобы соединить сиденье, спинку и четыре ножки. А вот чтобы сделать стул, который был бы удобным, красивым и современным, нужен реальный талант.
Преображение
«Собор семян» — британский павильон на Всемирной выставке в Шанхае, Томас Хезервик
Красота преображает. Она способна менять наши эмоции и поведение, влиять на наш выбор — где провести каникулы, куда вложить деньги, платить или не платить налоги. Известно, что в заброшенных общественных пространствах больше мусорят, они чаще подвергаются вандализму.
Мода и красота
Ив Сен-Лоран: наряды, которые оставили след в истории моды
Пожалуй, единственная сфера прикладного искусства, которую никогда не покидала красота, оставаясь важной целью дизайнеров на протяжении всего XX века, — это мода.От Коко Шанель до Кристиана Диора, от Ива Сен-Лорана до Ирис ван Херпен, для топовых дизайнеров модной одежды красота всегда имела значение и распространялась на все ими созданное: линии от кутюр и прет-а-порте, упаковку духов и парфюмерии, постановку модных показов.
А что там у древних греков?
Древние греки поклонялись красоте, пожалуй, больше, чем какая-либо другая цивилизация до них или после. Самым влиятельным древне греческим текстом о красоте считаются «Диалоги Платона», а конкретно — раздел «Апология Сократа». В этом сочинении упомянута красота как одна из высших ценностей наряду с истиной и справедливостью.
Платон утверждает, что прекрасное также является благом с точки зрения морали. Все, что благо, — прекрасно; все, что прекрасно, — благо. Мало того, Платон уравнивает красоту с истиной, а истину — с красотой.
По материалам книги «Загмайстер и Уолш: О Красоте»
Обложка отсюда