Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Паула Модерзон-Беккер, Ванесса Белл, Ли Краснер: 3 женщины, которые изменили искусство
8 марта 2023 36 295 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Женщины-художницы всегда были немного в стороне. В отличие от мужчин они не привлекали пристального внимания и часто оставались неизвестными. Давайте познакомимся с некоторыми из них: вот три истории из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю».

Паула Модерзон-Беккер



Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю


Согласно общему мнению начало модернизма ХХ века — это 1907 год в Париже. Однако каждому движению нужна точка отсчета. И такой точкой стала обнаженная женская натура, написанная двумя мужчинами. Весной 1907 года Анри Матисс представил публике «Голубую обнаженную» («Сувенир из Бискры»), а затем Пикассо написал «Авиньонских девиц» — ошеломляющую и шокирующую бордельную сцену.

Вот только все началось чуть раньше: обнаженная натура уже была написана за год до этого. И сделала это женщина.

Речь идет о Пауле Модерзон-Беккер, которая написала картину «Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы». На ней изображена сама обнаженная до пояса Паула. Она стоит перед нами в натуральную величину и смотрит на нас спокойным и бесстрастным взглядом. На ней янтарное ожерелье, левая рука придерживает юбку. Картина-манифест, ни единым мазком кисти не уступающая «Авиньонским девицам» Пикассо. В интервью New Yorker искусствовед Диана Радицки называет Модерзон-Беккер «недостающей деталью в истории модернизма XX века».


Паула Модерзон- Беккер. Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы. 1906

«Сезанн — наш общий отец» — эти слова приписывают как Пикассо, так и Матиссу. Что абсолютная правда — с точки зрения искусства он действительно был отцом для них обоих. Но Паула Модерзон-Беккер — мать альтернативного направления модернизма: психологически чуткого, отчаянно смелого, вопиющего и упорствующего в своей женственности. Вспомните Фриду Кало, Элис Нил, Ану Мендьету, Кики Смит, Нэнси Сперо, Синди Шерман, Кэтрин Опи и многих других. В этом длинном списке полно знаменитых имен.

Ванесса Белл

Ванесса Белл — сестра знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. Одна из самых известных её работ — это портрет своей сестры. Он показывает, как глубоко на творчество Белл повлияла первая британская выставка постимпрессионистов.

Знакомство с произведениями Сезанна, Гогена, Ван Гога ошеломило молодую художницу.

«Передо мной открылся новый путь, — писала Белл, увидев их работы. — Внезапное освобождение и разрешение чувствовать самостоятельно».


Ванесса Белл. Вирджиния Вулф. 1912

Густые контуры, заметные мазки — во всем этом чувствуется влияние постимпрессионизма. Но есть один прием, который принадлежит исключительно манере Белл. Она изображает сестру, самого близкого ей человека в мире, без лица. Одна лишь поза и привычные жесты выдают Вирджинию Вулф.


Ванесса Белл. Пляж в Стадленде. 1911

Ещё один шедевр Белл раннего периода — строгий и завораживающий «Пляж в Стадленде», — по мнению искусствоведа Ричарда Шоуна, «одно из самых радикальных произведений того времени в Англии». Картина соединяет в себе личное прошлое Белл и будущее модернизма, которое она творит на наших глазах. Эта картина отчасти вдохновила Вирджинию Вулф на создание настоящего литературного шедевра — романа «На маяк».

Ли Краснер

Если вы слышали что-нибудь о Ли Краснер, вы знаете, что она была женой Джексона Поллока — культа абстрактного экспрессионизма. Краснер была его женой одиннадцать лет, но живописью занималась дольше — почти двадцать лет до их встречи и еще тридцать лет после его смерти.

Именно Краснер открыла Поллока: она познакомила с ним и его работами выдающихся художников и критиков.

Например, Клемента Гринберга, который больше прочих сделал все, чтобы Поллока провозгласили спасителем американской живописи.


Ли Краснер. Автопортрет. 1930

Пока Поллок использовал как мастерскую большой сарай, Краснер рисовала в маленькой спальне. Как и Поллок, она не стояла перед мольбертом, а двигалась над холстом и капала на него краской. «Композиция» — одна из тридцати картин из серии «Миниатюры» (1946–1950), созданной художницей.


Ли Краснер. Композиция. 1949

Летом 1956 года, когда Поллок погиб в автокатастрофе, управляя машиной в нетрезвом состоянии, Краснер завершила серию впечатляющих коллажей из разорванных старых картин, которые до этого сочла неудачными. Её работа «Молочай» ставит Краснер ровно посередине между Матиссом и Мазервеллом. Краснер нашла свой путь, работая изнутри и извне. Это была вершина ее творчества.


Ли Краснер. Молочай. 1955

Краснер давала своим картинам-коллажам ассоциативные названия уже после завершения работы. Поэтому «Молочай» изображает не растение как таковое, а чувство, дух, цвет и форму, связанные с ним, по крайней мере в ее сознании. Что касается значения «Молочая» или любого другого произведения Краснер, она говорила: «Я думаю, моя живопись автобиографична, если кто-то возьмет на себя труд ее прочитать».

Иллюстрации и материалы из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю»

Обложка: картина Ванессы Белл «Interior with the Artist’s Daughter»

Похожие статьи