Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
«Ты Чехов что ли?» Зачем писать книгу, где найти острый сюжет и как разговорить человека на высоком посту
2 сентября 2019 3 302 просмотра

Евгения Письменная, автор книги «По большому счету»
Евгения Письменная, автор книги «По большому счету»

Меня многие спрашивают: «Зачем писать книгу?» Сначала я искренне удивлялась этому вопросу. Почему они спрашивают одно и то же — зачем? Это же и так ясно. Потому что книга — это приключение, новые знакомства, новые друзья, новые знания и много еще чего нового. Почему же вы спрашиваете — зачем?

С годами к этому вопросу я стала привыкать. С ужасом смотрела на собеседника, который рубил меня аргументами: книга — это новые преодоления, новые проблемы, новые враги, нехватка времени, наконец. И этот собеседник был тоже прав. Как без этого? Но ведь для меня новые преодоления и даже враги — это приключения, а для него то же самое — нестабильность.

Конечно, чаще всего мне задают подобный вопрос коллеги-журналисты. И я решила ответить сразу всем. Вдруг и не-журналистам узнать ответ тоже будет интересно. Моя дочка назвала бы это лайфхаками. А я скажу по-старинке: поделюсь своим опытом — зачем писать книгу.

1. Ловить историю

Для полноты жизни нужны люди, много людей вокруг. Как же интересны их рассказы! Особенно захватывающе, когда ты вдруг понимаешь взаимосвязь — небольшой факт в современности внесет свой вклад в изменение истории. Я обожаю ловить такие факты.

В моей последней книге «По большому счету» я старалась показать сложные повороты финансовой истории через обыденные, маленькие, на первый взгляд неприметные сюжеты. Мог ли Иосиф Сталин знать, что проводя зачет неплатежей в Советском Союзе в 1938 году, он поможет сыну своего сотрудника Владимира Геращенко решиться на проведение зачета после развала Советского Союза в 1992 году? Виктор Геращенко, который умудрился побывать главой Банка России несколько раз, хорошо помнил историю, рассказанную его отцом о том, как это было до Великой Отечественной Войны. Мог ли Виктор Геращенко, услышав эту историю от отца впервые в совсем молодом возрасте, подумать, что будет делать почти то же самое, что и Сталин в 1938 году? Сначала — разговор отца и сына, а потом — решение, которое повлияло на судьбы миллионов россиян.


По большому счету

2. Раскрывать человека

Не все рады с тобой болтать и рассказывать истории. Подходишь ты такой красивый и говоришь: «Я писатель, хочу с вами поговорить». А он тебе в ответ: «Кто? Писатель? Чехов что ли?» Всякое бывает, в общем.

Со мной очень долго отказывался разговаривать один человек на очень высоком посту. Он о себе очень высокого мнения и имеет много всего высокого: зарплату, запросы и прочее. Он кокетливо отмахивался от меня, улыбаясь:

— Мы еще слишком молоды, чтобы рассказывать о себе и своих деяниях. Может быть когда-нибудь потом.

Я надулась:

— А когда вы помрете, это никому не будет интересно. Да, и рассказать, собственно, вы — мертвый, уже ничего не сможете.

Мой спонтанная реакция укрепила отношения. Мы смеялись долго, и его рассказы были очень интересными и, естественно, вошли в книгу.

Конечно, это не совет. Со всеми подряд такие реплики не сработают. Но ведь как интересно подобрать ключ, чтобы человек мог заговорить и открыться.

У каждого человека — свой ключ. Это счастье, если получилось его найти.

Тогда истории льются в твою копилку. Не остановишь. И жалко бывает, когда постигает неудача, когда человек не поворачивается к тебе.

3. Показывать, а не рассказывать

Почти все уверены, что писать про финансы — скукота. Там должны быть цифры, графики, три процента — сюда, пять процентов — туда. Такую книгу открывать хорошо на ночь, быстро уснешь.

Но ведь финансы — не просто абстрактные финансы. Это деньги. А деньги — уже не скучно. Деньги — это триллер. И кто бы мог подумать, что в истории ЦБ есть сюжет про контакты с Мальтийским орденом? Только про это можно снимать кино: монсеньор Кополла обещает миллиарды российским властям.

А то, как один из глав ЦБ искал советское золото в Брюсселе, которое уплыло из России на теплоходе — это ли не сюжет для детектива?

Или вот еще. Зампред ЦБ звонит в Вену и требует банкиров вернуть деньги в Россию. Потому что деньги эти преступные. История эта, к сожалению, закончилась убийством. Криминальный сюжет.
Реальная жизнь гораздо богаче и интересней выдумки. Именно поэтому я пишу про нашу с вами жизнь, которая, — о, удивительно! — для кого-то бывает скучна. И человек даже не замечает, что именно сейчас творится история.


Как написать книгу, чтобы ее не издали

***
— Нехватка времени, говоришь, — зависла я над раздумье над последним аргументом моего оппонента.

И уточнила:

— А зачем оно тебе?

Оппонент замычал в ответ:

— Ммм. Время всегда нужно. Чтобы его хорошо провести, например.
— Аааа. Так, в том-то и прелесть, что мне время нужно для написания книги, а не само по себе. Понял?

Он смотрел на меня как на полную дуру и выцедил:

— Нет.

Ну, и хорошо, что не понял. Я не буду ему рассказывать, что это и есть самое сладкое время для каждого автора. Время, когда ты создаешь книгу — сидишь за компьютером, придумываешь сюжет или новый поворот, пытаясь залезть в шкуру героя, а в этот момент что-то такое происходит с тобой, что трудно объяснить даже. Но, попробовав однажды, тебе хочется такого времени еще и еще.

Обложка поста: unsplash.com.

Похожие статьи