Евгения Письменная, автор книги «По большому счету»
Меня многие спрашивают: «Зачем писать книгу?» Сначала я искренне удивлялась этому вопросу. Почему они спрашивают одно и то же — зачем? Это же и так ясно. Потому что книга — это приключение, новые знакомства, новые друзья, новые знания и много еще чего нового. Почему же вы спрашиваете — зачем?
С годами к этому вопросу я стала привыкать. С ужасом смотрела на собеседника, который рубил меня аргументами: книга — это новые преодоления, новые проблемы, новые враги, нехватка времени, наконец. И этот собеседник был тоже прав. Как без этого? Но ведь для меня новые преодоления и даже враги — это приключения, а для него то же самое — нестабильность.
Конечно, чаще всего мне задают подобный вопрос коллеги-журналисты. И я решила ответить сразу всем. Вдруг и не-журналистам узнать ответ тоже будет интересно. Моя дочка назвала бы это лайфхаками. А я скажу по-старинке: поделюсь своим опытом — зачем писать книгу.
1. Ловить историю
Для полноты жизни нужны люди, много людей вокруг. Как же интересны их рассказы! Особенно захватывающе, когда ты вдруг понимаешь взаимосвязь — небольшой факт в современности внесет свой вклад в изменение истории. Я обожаю ловить такие факты.
В моей последней книге «По большому счету» я старалась показать сложные повороты финансовой истории через обыденные, маленькие, на первый взгляд неприметные сюжеты. Мог ли Иосиф Сталин знать, что проводя зачет неплатежей в Советском Союзе в 1938 году, он поможет сыну своего сотрудника Владимира Геращенко решиться на проведение зачета после развала Советского Союза в 1992 году? Виктор Геращенко, который умудрился побывать главой Банка России несколько раз, хорошо помнил историю, рассказанную его отцом о том, как это было до Великой Отечественной Войны. Мог ли Виктор Геращенко, услышав эту историю от отца впервые в совсем молодом возрасте, подумать, что будет делать почти то же самое, что и Сталин в 1938 году? Сначала — разговор отца и сына, а потом — решение, которое повлияло на судьбы миллионов россиян.
По большому счету
2. Раскрывать человека
Не все рады с тобой болтать и рассказывать истории. Подходишь ты такой красивый и говоришь: «Я писатель, хочу с вами поговорить». А он тебе в ответ: «Кто? Писатель? Чехов что ли?» Всякое бывает, в общем.
Со мной очень долго отказывался разговаривать один человек на очень высоком посту. Он о себе очень высокого мнения и имеет много всего высокого: зарплату, запросы и прочее. Он кокетливо отмахивался от меня, улыбаясь:
— Мы еще слишком молоды, чтобы рассказывать о себе и своих деяниях. Может быть когда-нибудь потом.
Я надулась:
— А когда вы помрете, это никому не будет интересно. Да, и рассказать, собственно, вы — мертвый, уже ничего не сможете.
Мой спонтанная реакция укрепила отношения. Мы смеялись долго, и его рассказы были очень интересными и, естественно, вошли в книгу.
Конечно, это не совет. Со всеми подряд такие реплики не сработают. Но ведь как интересно подобрать ключ, чтобы человек мог заговорить и открыться.
Тогда истории льются в твою копилку. Не остановишь. И жалко бывает, когда постигает неудача, когда человек не поворачивается к тебе.
3. Показывать, а не рассказывать
Почти все уверены, что писать про финансы — скукота. Там должны быть цифры, графики, три процента — сюда, пять процентов — туда. Такую книгу открывать хорошо на ночь, быстро уснешь.
Но ведь финансы — не просто абстрактные финансы. Это деньги. А деньги — уже не скучно. Деньги — это триллер. И кто бы мог подумать, что в истории ЦБ есть сюжет про контакты с Мальтийским орденом? Только про это можно снимать кино: монсеньор Кополла обещает миллиарды российским властям.
А то, как один из глав ЦБ искал советское золото в Брюсселе, которое уплыло из России на теплоходе — это ли не сюжет для детектива?
Или вот еще. Зампред ЦБ звонит в Вену и требует банкиров вернуть деньги в Россию. Потому что деньги эти преступные. История эта, к сожалению, закончилась убийством. Криминальный сюжет.
Реальная жизнь гораздо богаче и интересней выдумки. Именно поэтому я пишу про нашу с вами жизнь, которая, — о, удивительно! — для кого-то бывает скучна. И человек даже не замечает, что именно сейчас творится история.
Как написать книгу, чтобы ее не издали
***
— Нехватка времени, говоришь, — зависла я над раздумье над последним аргументом моего оппонента.
И уточнила:
— А зачем оно тебе?
Оппонент замычал в ответ:
— Ммм. Время всегда нужно. Чтобы его хорошо провести, например.
— Аааа. Так, в том-то и прелесть, что мне время нужно для написания книги, а не само по себе. Понял?
Он смотрел на меня как на полную дуру и выцедил:
— Нет.
Ну, и хорошо, что не понял. Я не буду ему рассказывать, что это и есть самое сладкое время для каждого автора. Время, когда ты создаешь книгу — сидишь за компьютером, придумываешь сюжет или новый поворот, пытаясь залезть в шкуру героя, а в этот момент что-то такое происходит с тобой, что трудно объяснить даже. Но, попробовав однажды, тебе хочется такого времени еще и еще.
Обложка поста: unsplash.com.