Некоторые ограбления — словно сценарии к фильмам. Прочитаешь и думаешь: нет, быть такого не может! Ан нет. Выбрали несколько таких вот необыкновенных похищений, которые прогремели на весь мир.
Похищение «Моны Лизы»
Леонардо да Винчи, Мона Лиза
Душным летним утром 1911 года в Лувре испарилась «Мона Лиза». Похищение произошло в понедельник — единственный день недели, когда музей закрыт для посетителей. Но спохватились только ближе к вечеру. Нерасторопная охрана не могла разобраться, украдена ли самая знаменитая картина в мире или ее просто сняли для каталогизации.
Французские детективы опросили работников, подрядчиков и простого стекольщика Винченцо Перуджу. Но это ничего им не дало. Более того — вор ушел от них прямо из-под носа. Это и был Перуджа.
Операция „Шедевр“
А вот и сам Перуджа. Источник
Перуджу стоило подозревать с самого начала: у него были средства, мотив и возможность. Итальянец помогал делать для картины футляр и знал роковую тайну: шедевр Леонардо да Винчи прикреплен к стене всего лишь четырьмя металлическими крюками, а охраняет его одинокий сонный ветеран. В Лувре полно укромных мест и постоянно идет ремонт, и на Перуджу в его белой рабочей блузе и халате мало кто обратил внимание.
«В зале никого не было, — вспоминал Перуджа годы спустя. — Там висела эта картина, одно из наших величайших произведений.
Я тут же снял ее со стены, отнес на лестницу, вынул холст из рамы, а потом спрятал его под рубаху и как можно беззаботнее вышел. Все заняло несколько секунд».
Возвращение. Источник
Перуджа два года хранил «Мону Лизу» в своей крохотной парижской квартирке. Он был осторожен, но — как и большинство похитителей предметов искусства — не сумел найти продавца. В 1913 году он контрабандой вывез картину в Италию и пытался продать. Покупатели быстро сообщили о Перудже в полицию, и тот был арестован. «Мона Лиза» вернулась в Лувр.
Автопортрет Рембрандта
Рембрандт, автопортрет
Эта кража началась за три дня до Рождества 2000 года в Шведском национальном музее в Стокгольме. Музей расположен в конце полуострова, куда можно попасть только по трем главным улицам Стокгольма. И воры создали преграды, чтобы отрезать его от остальной части города.
- На первой из трех улиц член банды поджег припаркованный «Форд». Этот маневр привлек полицию, пожарную часть и десятки зевак.
- На второй улице бандиты подожгли «Мазду», и туда тоже направились пожарные машины.
- Чтобы перекрыть третью дорогу, воры уложили там полосы шипованной резины.
На реке у музея двое членов банды тихо пришвартовали оранжевый пятиметровый катер, чтобы быстрее улизнуть.
Украденные картины: автопортрет Рембрандта, «Парижанка» и «Разговор с садовником» Ренуара
За несколько минут до закрытия трое вооруженных мужчин ворвались галерею. Пока один человек держал на мушке группу туристов, охранников и научных работников, остальные воры искали картины. Они взяли автопортрет Рембрандта, двух Ренуаров 1878 года: «Разговор с садовником» и «Парижанку». Эти три картины стоили около 40 миллионов долларов.
А вот полиция застряла в пробке, образовавшейся из-за поджогов, и прибыла на место только в 17:35, через полчаса после того, как воры покинули музей.
Спецагент ФБР Роберт Уиттман и автопортрет Рембрандта. Источник
Прошло почти пять лет после ограбления, а полиция так и не нашла похищенные картины. Удалось это спецагенту ФБР Роберту Уиттману, который работал под прикрытием и выдавал себя за американского гангстера. Спецоперация прошла успешно, преступников поймали, а дело о Рембрандте попало на первые полосы СМИ всего мира.
Музей Гарднера
Единственный морской пейзаж Рембрандта. Стоимость оценивается примерно в 1 миллион долларов
Крупнейшая кража в истории США началась ранним воскресным утром в марте 1990 года. В музее Гарднер двое молодых охранников работали в ночную смену. В 1:24 ночи двое мужчин в форме бостонской полиции подошли к служебному входу в музей. Один из мужчин нажал кнопку на рации:
— Да?
— Полиция. Мы получили сигнал о беспорядках во внутреннем дворе.
Охранник открыл дверь, двое полицейских оказались внутри музея. За считанные минуты псевдо-полицейские связали охранников и обмотали их серебристым скотчем.
Музей Гарднер после ограбления. Источник
Большинство музейных ограблений проходят за считанные минуты, по схеме «хватай и беги». Но в музее Гарднер воры никуда не торопились.
Грабители вырезали из рам несколько шедевров: «Концерт» Вермеера, три картины Рембрандта, среди которых был его единственный морской пейзаж, полотна Мане, Дега и Флинка. Всего же они вынесли 13 экспонатов стоимостью 500 млн долларов! Кража неожиданно потрясла и Бостон, и мир искусства.
Рамы похищенных картин в музее до сих пор пустуют. Источник
Почти шестнадцать лет полиция не могла выйти на след бандитов. Наконец, дело попало в руки Роберта Уиттмана. Всего за два года он смог найти подозреваемых и начал вести с ними переговоры, изображая коварного арт-брокера. Однажды его даже чуть не разоблачили, но он смог убедить преступников, что не связан с полицией. К сожалению, эта история так и закончилась неудачей: французские власти случайно раскрыли личность Уиттмана. Картины и подозреваемые были упущены.
По материалам книги «Операция „Шедевр“»
Обложка отсюда