Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Качайте творческую мышцу! И еще 7 советов для тех, кто мечтает написать книгу
30 мая 2019 16 912 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Вы давно грезите о карьере писателя, но вам постоянно что-то мешает? Не отчаивайтесь! В этом вы не одиноки. Большинство начинающих авторов сталкиваются с теми же трудностями. У кого-то нет времени, вдохновения или идей, нужных для работы над книгой. Кто-то предпринимает попытки заняться творчеством, но быстро теряет мотивацию и разочаровывается в себе.

Все проблемы решаемы! Выбрали из книги «Магия утра для писателей» несколько советов, которые помогут вам сдвинуться с мертвой точки.

Пишите каждый день

Представьте себе жизнь успешного писателя. Возможно, в вашем воображении возникает человек, попивающий утром кофе на крыльце, глядя на журчащий ручей и обдумывая глубокие идеи, которые лягут в основу очередного бестселлера. Однако реальность не так прекрасна.


Магия утра для писателей

Творчеству часто приходится конкурировать с другими делами и обязанностями, такими как основная работа, приготовление пищи, уборка дома, занятия спортом и забота о детях.

Ни у кого нет возможности всецело посвящать день исключительно писательству. На самом деле большинство преуспевающих авторов начинали с того же, что и вы. Им приходилось разрываться между творчеством, работой и бытовыми хлопотами.

Курт Воннегут, например, каждый день вставал в половине шестого и до восьми утра писал, а потом шел на работу.

Многим известным авторам было нелегко, как и вам. Но они добились своего, потому что ежедневно, несмотря ни на что, находили хотя бы немного времени для того, чтобы писать. И вам тоже нужно включить это занятие в свой распорядок, даже если у вас есть всего полчаса в день.


Известная американская писательница Тони Моррисон садилась писать в четыре утра и писала до момента пробуждения детей. Источник

Работа над книгами и другим контентом в значительной мере зависит от обстоятельств. Одни люди предпочитают писать сразу после пробуждения; другие чувствуют прилив творческой энергии поздно вечером, а то и ночью; третьи пишут тогда, когда находят для этого время. Единственное важное условие — регулярность.

Вот подходы нескольких популярных авторов.

Харуки Мураками обычно посвящает писательскому труду первую часть дня. Мураками встает в четыре утра и пишет 5–6 часов подряд. Остаток дня писатель занимается бегом, плаванием, чтением и слушанием музыки.

Стивен Кинг — еще один писатель, который пишет сразу после пробуждения. Он работает ежедневно, включая праздники. Он ставит перед собой цель — писать не менее двух тысяч слов в день — и, как правило, достигает ее к завершению утра.

Для сравнения, некоторые писатели, такие как Рэй Брэдбери, пишут тогда, когда могут. У Брэдбери не было строгого расписания, для него было важнее ежедневно писать определенное количество слов.

Английский писатель и драматург Рональд Делдерфилд каждый день писал до четырех часов дня. Любопытно, что, даже закончив книгу к полудню, он вставлял в каретку пишущей машинки новый лист бумаги и начинал работать над следующей — ровно до 16:00.

А вот Джек Керуак садился за работу позже. В одном из интервью он рассказывает:

«Стол в комнате рядом с кроватью и хорошее освещение с полуночи до рассвета, что-нибудь выпить, если устал, желательно дома, но если у вас нет дома, можно превратить в дом гостиничный номер, комнату в мотеле или любую „берлогу“, главное — чтобы было тихо и спокойно».

Какой урок можно извлечь из всего этого? Для писательского труда нет правильного времени. Многие предпочитают начало дня, потому что утром энергия большинства людей находится на пике, но выбор, конечно, зависит от других ваших дел и обязанностей.

Используйте стратегию маленьких целей

Суть этой стратегии в том, чтобы не ставить перед собой чрезмерно масштабных, амбициозных целей, которых невозможно достигать ежедневно. Когда человек постоянно терпит неудачу, он легко может утратить мотивацию и опустить руки.

Предположим, вы решили ежедневно писать по две тысячи слов и поначалу выполняли «план». Но в один из дней вам пришлось допоздна задержаться на работе, и вы легли спать очень усталым. Следующий день вы пропустили — не написали ни слова, — потому что были слишком измотаны. Такое положение вещей сохранялось в течение нескольких недель: в какие-то дни вы писали по плану, а в какие-то нет. И в конце концов отказались от своего решения. Звучит скверно, не так ли?

К счастью, вы можете избежать такого развития событий, если возьмете на вооружение стратегию маленьких целей. Точнее говоря, вам надо сосредоточиться на регулярности, а не на результате.

Вместо того чтобы сразу пытаться писать по две тысячи слов в день, попробуйте как минимум несколько недель ежедневно писать один абзац или даже одно предложение. Ваша цель должна быть выполнимой, как бы ни сложился день, насколько бы напряженным и занятым он ни выдался.


Такой подход весьма эффективен: он позволяет избежать обескураженности и неуверенности в себе. Источник

Да, писать один абзац в день слишком просто, но сейчас не это главное. В первую очередь вам нужно сформировать привычку к регулярному письму, а потом можно и увеличить норму.

Не редактируйте сразу

Как известно, большинство писателей перфекционисты. И они хотят, чтобы плоды их труда развлекали или образовывали читателей, а лучше всего и то и другое. В чем же проблема, можете спросить вы. А в том, что при таком настрое автору легко угодить в опасную ловушку — начать доводить текст до совершенства еще на этапе подбора слов.

Исправление контента по ходу его создания «стреноживает» вас, потому что написание текстов и редактирование — два разных вида деятельности, и они требуют разных навыков. Сначала придумываются оригинальные мысли, создаются убедительные диалоги и увлекательные истории, а потом написанное доводится до совершенства.


Всему свое время. Если вы сели писать книгу, будьте творцом, а не редактором. Источник

При одновременном выполнении этих дел мозгу приходится выполнять сразу две задачи, которые противоречат и мешают друг другу: быть креативным и безжалостно избавляться от всего необязательного в тексте.

Эта теория подтверждается фактами. В 2011 году проводилось исследование, которое четко и однозначно показало, что планирование и организация, в которых задействуется та же часть мозга, что и в редактировании текста, выполняются одним полушарием мозга, тогда как творчество «живет» в другом.

У этой проблемы есть довольно простое решение: при создании первоначального варианта рукописи максимально задействовать креативное полушарие мозга, а редактирование оставить на второе и третье чтение.

Качайте творческую мышцу

Человеческий разум — это своего рода мышца, которую нужно постоянно тренировать. Нередко авторы сталкиваются с писательским кризисом, потому что у них нет привычки к ежедневному творчеству. Для решения этой проблемы попробуйте регулярно заниматься одним из следующих видов деятельности.

Записывайте свои мысли. Пишите все, что приходит в голову. Слова значения не имеют, пусть даже фразы лишены смысла. Это упражнение позволяет стимулировать поток сознания. Вы просто записываете все посещающие вас мысли, даже глупые и поверхностные.

Дайте волю ассоциативному мышлению. Выберите любое слово из словаря и запишите все, что у вас с ним связано, все, что приходит в голову. Пусть это будет история о чем-либо, статья практического содержания или забавное воспоминание.

Расскажите о своем первом опыте в любом деле. Напишите историю о чем-либо значительном и важном в вашей жизни, произошедшем в первый раз. Это может быть первый поцелуй, первый полет в самолете, знакомство с будущим супругом или первое посещение любимого места. В этом случае важно наполнить идею сильной, искренней эмоцией.

Напишите о какой-либо картине. Вспомните свою любимую картину (или найдите интересную фотографию в Pinterest или Instagram) и напишите рассказ о том, что могло происходить непосредственно до или после того, как было создано это полотно или сделан снимок.

Эти несколько полезных упражнений можно включить в ежедневную утреннюю практику. Даже 10 минут подобных занятий очень позитивно скажутся на вашей креативности. Не обманывайтесь их простотой, поверьте: они весьма эффективно обучают подсознание задействовать творческий потенциал, так сказать, по требованию, то есть тогда, когда это необходимо.

Не сравнивайте себя с успешными писателями

Некоторые авторы совершают большую ошибку, сравнивая себя с любимыми писателями, и, конечно же, испытывают что-то вроде творческого паралича.

Нередко начинающие в самом первом варианте рукописи подолгу бьются над орфографией, грамматикой и другими важными условиями хорошего текста. Ведь каждому автору хочется сделать все возможное, чтобы улучшить свое творение, тем не менее важно иметь в виду, что отточенность возникает на более поздних этапах работы.

Великолепные строки почти никогда не рождаются в одночасье.

Так вот, перестаньте мучить себя из-за того, что ваши тексты не так великолепны, как произведения любимого писателя. В большинстве случаев идеальный текст — это результат долгих лет практики и огромного опыта.

Избегайте отвлекающих факторов

Писательский кризис часто бывает следствием того, что от работы над книгой нас отвлекает множество вещей. Скажем, трудясь над главой, вы вдруг понимаете, что нужно изучить тот или иной факт, поэтому обращаетесь за нужной информацией в Google, а затем решаете на минутку заглянуть и в социальные сети. И далее неожиданно понимаете, что провели последние 15 минут на YouTube за просмотром видеороликов.

Словом, если автор не настроен на борьбу с отвлекающими факторами, подобная ситуация будет довольно частой. Писатели — люди от природы творческие, и им очень легко, забыв о деле, бросаться в кроличью нору вслед за увлекательной идеей, вдруг пришедшей в голову. Однако эта проблема решается с помощью соблюдения некоторых правил.

— Найдите для работы спокойный уголок, максимально защищенный от всего, что может вас отвлечь.

— Проводите исследования заранее, на этапе составления развернутого плана или продумывания структуры произведения.

— Пишите себе записки с напоминанием о проверке фактов позже, во время, не отведенное на писательство.

— В ходе работы старайтесь не поддаваться импульсивным желаниям нарушить «поток».


Состояние «потока» возникает, когда вы полностью сосредоточены на задаче и не обращаете внимания на то, что происходит вокруг. Источник

— Используйте полноэкранный режим.

— Быстро запишите на бумаге идею, не связанную с проектом, над которым вы сейчас работаете, а после окончания отведенного на работу времени сохраните запись с помощью Evernote.

Коллекционируйте идеи

У всех бывают отличные идеи. И нередко они приходят из ниоткуда, просто возникают в голове в самый неподходящий момент, например, когда вы занимаетесь спортом, принимаете душ, хлопочете по дому или с кем-то беседуете. Эти нежданные мысли могут лечь в основу новой книги.

Когда бы и где бы вам в голову ни пришла удачная идея, не упустите ее.

Бывало ли с вами такое, что в уме возникла отличная мысль, а вы ее не записали? Что обычно происходит в подобных случаях? Скорее всего, вы забывали ее уже через час, а потом расстраивались.

Решается эта проблема довольно просто: надо приобрести привычку собирать идеи, либо записывая все интересные мысли в дневник, либо сохраняя их в приложениях вроде Evernote. Внедрив эту стратегию в распорядок дня, вы уже никогда не испытаете противного чувства, когда не знаешь, о чем писать.


Иллюстрация из книги «В поиске идей»

Чтобы интересные и перспективные мысли приходили в вашу голову чаще, организуйте себе такие занятия, как:

— регулярное выполнение физических упражнений или спортивные тренировки;

— хобби, не связанные с писательством, такие как живопись, садоводство или складывание пазлов;

— активная социальная жизнь, знакомство с новыми людьми;

— чтение качественной литературы (как художественной, так и нон-фикшн);

— поездки на обучающие курсы, прослушивание подкастов;

— посещение достопримечательностей: музеев, парков и исторических мест;

— просмотр интересных лекций, выступлений на конференции TED;

— посещение книжных магазинов, чтобы узнать о новых поступлениях книг и журналов;

— наблюдение за людьми в торговом центре или на рынке;

— просмотр твитов, пинтерестов и постов в Facebook, чтобы следить за тенденциями и понимать, какие темы резонируют с вашей аудиторией.

Не жалейте времени на подготовку

Подготовка к работе над книгой очень важна, поскольку в дальнейшем все, что вы запишете на этом этапе, послужит для вас бесценными подсказками. Рассказываем, что стóит сделать, прежде чем вы с головой погрузитесь в творчество.

1. Создайте профиль читателя

Напишите рассказ о человеке с такими демографическими и психологическими особенностями, которые бы соответствовали портрету типичного читателя той или иной вашей книги.

Для создания профиля нужно ответить на ряд вопросов, в том числе:

— Кто этот человек?

— Какова его главная цель?

— Какие мысли часто приходят ему в голову?

— Какие эмоции он испытывает постоянно?

— С какими проблемами и трудностями он регулярно сталкивается? С конкуренцией? Сложными технологиями? Ограничивающими убеждениями?

— Чего он боится? (Иными словами, из-за чего не спит по ночам?)

— Каковы демографические характеристики этого читателя: возраст, раса, пол, место жительства, род занятий, прошлое, интересы?

Обратите внимание: вам не обязательно отвечать на все вопросы. Сосредоточьтесь на тех, которые связаны с вашей темой. Когда описание будет готово, распечатайте его, и во время работы будете видеть перед глазами профиль своего идеального читателя. И даже если на чем-нибудь застрянете, вам достаточно будет просто поразмыслить о том, что полезно (или интересно) такому человеку.

2. Составьте синопсис

Над чем бы вы ни работали — над книгой или сценарием, перед началом работы составьте синопсис. Это сжатое, в несколько предложений, описание произведения, чем-то напоминающее мини-презентацию у предпринимателей, которые кратко описывают свой бизнес, или, как ее еще называют, «презентацию в лифте».

Вот, например, широко известное описание книги «Волшебник из страны Оз»: «Маленькую девочку из маленького городка торнадо уносит в волшебную страну; она отправляется на поиски Волшебника, который поможет ей вернуться домой».

А вот какой синопсис можно было бы составить для книги «Магия утра для писателей»: «Как выработать эффективный утренний ритуал, который включает привычку писать и учит писателя регулярно создавать отличный контент».

3. Проведите опрос потенциальных читателей

После составления синопсиса проведите опрос целевых читателей, попросив их описать свои самые большие трудности, связанные с темой вашей будущей книги. Таким образом вы нацелитесь на полное раскрытие актуальных проблем.

Вот несколько идей, где можно найти потенциальных читателей:

— При наличии блога, подкаста, канала на YouTube или в других соцсетях у вас уже есть фолловеры, которые знают и любят вас; к этим людям стóит обратиться в первую очередь, когда вам понадобится узнать честное мнение об идее новой книги.

— Разошлите электронное письмо всем своим адресатам. Задайте людям вопрос, требующий развернутого ответа, чтобы поощрить их поделиться своими тревогами, разочарованиями и трудностями, связанными с темой будущей книги.

— Задавайте вопросы в группах социальных сетей. В Facebook, LinkedIn и других социальных сетях найдутся сообщества по любой мыслимой и немыслимой теме. Поищите группу, тем или иным образом связанную с вашим следующим проектом.

— Принимайте участие в дискуссиях на узкоспециализированных форумах. Онлайн-форумы — еще один очень полезный ресурс, поскольку его участников уже интересует то, о чем вы собираетесь писать.

4. Проведите исследование

Объем исследований зависит от глубины контента. Очевидно, что, если книга, которую вы намерены написать, требует всестороннего анализа, множества цитат, всевозможных интервью и проверки многочисленных фактов, понадобится не меньше месяца.


Прежде чем написать хоть слово, автору нужно собрать и проверить факты, которые будут изложены в тексте. Источник

Если же вы пишете практическое руководство, основываясь на навыках, которые давно освоили в совершенстве, то вам, скорее всего, хватит и нескольких дней.

5. Составьте развернутый план или структуру повествования

Если вы пишете книгу по саморазвитию или научно-популярное произведение, определите 8–12 главных идей. Это будут основные разделы в повествовании, чаще всего главы.

Для каждого раздела кратко развейте тему, наполнив ее содержанием. На этом этапе включите в план материал из проведенного исследования и заметки, сделанные в Evernote, а также добавьте цитаты, практические кейсы, истории из вашего опыта и ссылки на сайты. Не нужно писать полные предложения, достаточно кратких тезисов.

Еще раз просмотрите все, что вы записали, чтобы убедиться, что повествование развивается в логическом порядке.


Наметьте хотя бы в общих чертах, о чем вы будете писать. Это облегчит вам дальнейшую работу. Источник

Если же вы работаете над художественным произведением, вам нужно определить три важных момента.

Структура действий — это краткий обзор событий, которые имеют место в произведении, с описанием того, что будет происходить в каждой главе или сцене.

Это может выглядеть, например, так: событие А приводит к тому, что происходит событие Б. Событие Б заставляет главного героя сделать В, что в итоге приводит к Г.

Структура духовного развития персонажа сосредоточена на развитии главного героя (героев), обусловленном какими-нибудь событиями; в ней описывается эволюция его характера.

Структура эпизода описывает важные элементы сцен повествования, в том числе диалоги и действия персонажей.

Конечно, не обязательно в деталях планировать все, что происходит в той или иной сцене, но необходимо определить хотя бы основные действия, а также слова, которые должны быть в ней сказаны.

Больше полезных советов — в книге «Магия утра для писателей»
Обложка поста отсюда

Похожие статьи