Каролингский минускул, английская бастарда, ротунда… Есть предположения, о чем мы сейчас? Вы не поверите, но всё это — разные стили каллиграфии. Она популярна уже не одну тысячу лет. Пора бы в ней разобраться 😉
Наш проводник в мире письменности — легендарная книга Дэвида Харриса «Искусство каллиграфии». Её нам о-о-очень советовали читатели. И вот — это богатое иллюстрированное руководство вышло в свет на русском языке. Ура! Если вы хотите познакомиться с каллиграфией или отточить свое мастерство, лучше книги не найти.
Готовы отправиться прямиком во времена раннеготического и англосаксонского письма? Тогда давайте с нами.
Книга-легенда
Книга по истории каллиграфии — дело рук (и пера) всемирно известного учителя Дэвида Харриса. У пособия отличная репутация: его регулярно издают аж с 1995 года. И неспроста: оно помогает прокачать свой кругозор и по-новому взглянуть на привычные 26 букв латинского алфавита.
Вы изучите старинные манускрипты, разберете почти два десятка шрифтов — от рустики до копперплейта, и освоите их на практике
Автор приводит фрагменты древних манускриптов и знакомит нас с самыми важными вехами в истории западной каллиграфии: с римских времен — до наших дней. А ещё в каждой главе Харрис предлагает пошаговую инструкцию написания букв.
Кадели
Вот пример удивительного шрифта из прошлого. В начале XV века библиотекарь Жан Фламель придумал необычный стиль — кадели. Буквы отличались переплетающимися штрихами, выглядели очень объемно, затейливо и даже роскошно. Вот так.
Вот такой лихо закрученный алфавит
Главное — следовать золотому правилу: начинать от центра буквы и двигаться к внешним краям. В книге есть подробный мастер-класс, который поможет освоить кадели.
Гуманистический минускул
Что за зверь такой «гуманистический минускул»? Оказывается, это четкое и понятное письмо, избавленное от вычурности. Ученые XIV века, в том числе поэт Петрарка, считали, что он идеально гармонирует с идеями эпохи Ренессанса.
Слева — гуманистический минускул, справа — гуманистический курсив
Однако полюбили гуманистический минускул не сразу. Он стал популярен лишь тогда, когда печатные книги заменили рукописные. И использовали его в основном для создания ма-а-аленьких книг: так они выглядели изысканнее.
Базовое письмо
Ни одна книга о каллиграфии не будет полной без упоминания лаконичного базового письма Эдварда Джонстона. Оно было создано в начале ХХ века. А Джонстон стал одним из самых влиятельных каллиграфов начала ХХ века. Вот он на фото — позирует со своим излюбленным инструментом — птичьим пером.
Эдвард Джонстон и его базовое письмо
Базовое письмо создает идеально равномерную текстуру. Изучить строение букв можно, рисуя их двумя скрепленными друг с другом карандашами. Кончики грифелей — будто два уголка пера. Попробуйте сами.
Выбор читателей
Эта книга — ещё один повод сказать нашим читателям «спасибо». Умная, необычная, потрясающе оформленная, она вызвала восторг у всех, кто её готовил к печати. И прокачала навыки верстальщиков: уместить все манускрипты на странице было непросто. Но это того стоило.
Что ещё в книге:
- Революционный стиль каллиграфии, или «текстура квадрата»
- Что такое ротунда и чем она хороша
- «Язык», минускул, «ухо» и волосяной «хвост»
- Кто свергнул готические курсивы или бастарды
- Кто такая «буквица» и где её рисуют
«Искусство каллиграфии» — это не учебник и не энциклопедия. Это целая планета письменности, по которой безумно интересно путешествовать. Посетив её, вам захочется написать одну букву. Затем вторую. И так — целый алфавит. Каллиграфия затягивает и не отпускает.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать дополнительные скидки, крутые отрывки из книг и приглашения участвовать в творческих челенджах.