Дорогие читатели, в моей колонке я буду отвечать на ваши вопросы про самореализацию и поиски себя. Присылайте мне их в личные сообщения в соцсетях или на адрес hello@elena-rezanova.com.
Вопрос Ольги:
С радостью воспользуюсь возможностью задать вопрос, а точнее попросить совета. В настоящий момент пришла к пониманию, что нужно (и есть большое желание!) выйти на новый, более качественный, профессиональный уровень в том, чем занимаюсь. «Наложить» на свой предыдущий опыт новые методики, программы (я педагог по раннему музыкальному развитию, работаю с детьми-билингвами). Два года назад уже начала двигаться в этом направлении: прохожу курсы, в этом году у нас практика.
С одной стороны — мой предыдущий опыт работы, образование, группы, которые веду сегодня, с которыми стараюсь реализовать все то новое, чему учусь. С другой — нарастающее ощущение, что чем дальше двигаюсь в плане учебы, тем больше становится объем того, чего мне не хватает (знаний, практических навыков). И это иногда кажется недосягаемым. Возникает желание спрятаться, отказаться от планов. Пытаюсь понять, что поможет двигаться дальше, не остановиться, на что ориентироваться, опираться. На собственный опыт, на уже реализованные идеи или на выбор новых целей, к которым нужно двигаться? Что поможет не чувствовать себя недостаточно подготовленной, недостаточно профессиональной? Не испугаться, не остановиться, не изменить направление движения?
Мой ответ:
Я часто испытываю то же самое ощущение — объем того, чего я еще не знаю, гораздо больше того, что я успела узнать. У этого даже есть название, представляете? Эффект Даннинга — Крюгера.
Вот что говорит об этом википедия: эффект Даннинга — Крюгера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.
Если сказать просто: нет более уверенного доктора чем тот, который только что со студенческой скамьи. Это ощущение «чем дальше двигаюсь в плане учебы, тем больше становится объем того, чего мне не хватает» может стать движущей силой, а может и тормозом. Решать Вам.
Что поможет двигаться и тратить меньше энергии на сомнения? Люди, с которыми вы на одной волне. Единомышленники и наставники. Или просто вдохновляющие вас профессионалы, которые тоже сомневаются, но идут.
Мне очень нравится, как об этом рассуждает Татьяна Владимировна Черниговская, наш известный нейролингвист, профессор СПБГУ. Она говорит, что каждый день на ее профессиональную тему выходит огромное количество статей, новых исследований, появляются книги, проводятся симпозиумы и совершаются открытия.
Мало того, о многих своих предыдущих работах она шутит: «отрекаюсь». И оно действительно так, наука же не стоит на месте. Но что позволяет ей сохранить спокойствие и радость от работы? Я думаю, две вещи. Первая — принятие факта, что количество новой информации будет только возрастать, вторая — сосредоточенность на каком-то ей интересном аспекте темы, и развитие именно в нем.
А еще здорово работает привычка напоминать себе о своих успехах. Например, стоит собирать в одну папку все «спасибо», сказанные Вам по работе и не только. У меня это все хранится на телефоне. Просто делаю снимок экрана, когда приходит письмо с благодарностью, отзыв о книге, новости о чьей-то победе, к которой я имела отношение. В сложные времена это невероятно поднимает дух. Попробуйте!